ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ФИЛЬМОВ РОМАНА МИХАЙЛОВА

«Сказка для старых» — Гран-При на МКФ «Дух огня», «Наследие» — Гран-При НКФ «Горький fest » (вдобавок — премия за лучший состав артистов), «Отпуск в октябре» — включён в программу приближающегося НКФ «Выборг», бывшего «Окно в Европу», претендовавшего на звание чуть ли не самого артхаузного кинофестиваля на современной отечественной кинокарте; вместе с уже вышедшим «Снег, сестра и росомаха» и ещё не появившемся на экранах «Поедем с тобой в Макао» — пятёрка фильмов «непохожих друг на друга, но образующих первый уровень, после которого нужно идти дальше«, — слова математика, специалиста в области гомологии и гомотопии, писателя, театрального режиссёра, актёра, жонглёра, наконец, кинорежиссёра всех упомянутых фильмов — Романа Михайлова.

Пять полнометражных фильмов за два года, не считая одновременно поставленных  собственных пьес в нескольких городах страны, выход своих новых литературных произведений, ежедневные, по его собственным словам, многочасовые физические упражнения — всё это приводит, с одной стороны, в какое-то смятенное изумление (как всё это можно успеть!?), с другой — даёт возможность переоценки потенциальных возможностей  себя как индивидуума, так и вообще индивида.

Ограничиваясь в данном тексте только Михайловым-кинорежиссёром и получив возможность увидеть четыре из упомянутых пяти фильмов, начинаешь понимать непозволимость отношения к его творчеству через привычные нам лекала восприятия. Его фильмы воспринимаешь, как будто находишься в некоем трансе (подпитии, накурившись чего-то запрещённого к упоминанию) или, «говоря культурно «, в непривычно структурированном социокультурном пространстве, заполненном, казалось бы, несовместимыми в одной локации (фильме) типажами. Культурологический код киносоциума его лент заставляет напряжённо и с усилием держаться за «нить Ариадны», постоянно рвущуюся и требующую отыскивать её оборванный конец в неких нелогических, полных эзотеризма, поисках.

Кстати, сам режиссёр определяет себя именно «эзотериком» и — не без основания: его представления об окружающем нас мире, равно как и осознание действий персонажей его картин (все — по собственным сценариям, а точнее — как начинаешь понимать, именно эзотерическому видению режиссёра), требуют глубоко развитого культурного контакта с самим автором. Прошедшие многочисленные встречи Р. Михайлова со зрителями на премьерных показах его картин во многом помогли лучше понять и прочувствовать глубокий посыл, заключённый в этих фильмах. Остаётся только жалеть, что эти встречи не были зафиксированы на видео, что дало бы возможность более глубоко оценить творчество режиссёра. Это как раз тот нечастый случай, когда подобные встречи подтверждают необходимость исключения из правила: «Я всё сказал своим фильмом и мне нечего добавить«.

Рецензии на творчество Р. Михайлова-кинорежиссёра в последние месяцы стали резко множиться (Google в помощь). Все они, пытаясь осмыслить необычную конструкцию его работ, зачастую кивают на его личный опыт и воспоминания, пытаясь в них найти зацепки, связывающие непривычные сценарные ходы и переходы. С одной стороны, основания для этого есть: на это указывает сам автор, рассказывая о своём хулиганском —  чуть ли не бандитском — детстве («Сказка для старых»), долгой вовлечённости в пятидесятничество («Снег, сестра и росомаха»), осмысление традиций православных («Наследство») и индуистских («Отпуск в октябре»). Вместе с тем, на наш взгляд, ключом к пониманию особенностей кино- (и не только) творчества Михайлова должно служить серьёзное отношение к его уже упомянутому высказыванию: «Эзотерик … это я«.

Эзотерика всё сильнее проникает во все виды (кино)искусства, (впрочем, чего уж там! — во всю нашу жизнь!) Ей становятся подвержены такие разнонаправленные виды кино, как мюзикл («Аннетт») или, наоборот, кинематограф школы Сокурова («Волнами»). В данном случае имеется в виду не эзотерика в чистом виде, но глубокая недосказанность общепринятых, «разумных» соединений в отдельных сюжетах, образующих повествование, расчёт (надежда?) на то, что кинозритель не только свяжет эти сюжетные части по своему разумению, знанию и интеллекту, но и додумает их, не обязательно на логическом уровне, но — надеясь на своё подсознание, глубинный мировой опыт, нечто такое, что заложено в наших «первопричинах», не подчиняемых  привычным, от логических до чувствительных, связям.

Другими словами, привычная story, обычно применяемая в большинстве кинопродукции и не дающая возможности широкой творческой интерпретации увиденного, зажатая в прокрустово ложе режиссёрского представления-видения, в фильмах Р. Михайлова всё больше освобождает место для широкого (в пределе — чуть ли не независимого от автора) восприятия предлагаемого «материала» через более высокий — метауровень коммуникации.

И, по словам режиссёра, всё это «освобождение» — только первый уровень! И следующий уровень — «более высокий!». Так что поклонникам творчества Р. Михайлова — приготовиться!

Вместе с тем, процитируем ещё одну фразу режиссёра: «Читайте мои книги! Там всё сказано!«

И, наконец, для киноманов-энтузиастов: премьера фильма «Отпуск в октябре» на кинофестивале «Выборг» в кинотеатре «Выборг Палас» 8 августа в 16.30.

Фильм «Наследие» вошел в программу Lendoc Film Festival (LEFF), который пройдет в Санкт-Петербурге с 25 по 29 августа. Площадками фестиваля станут: киностудия «Лендок», кинотеатры «Аврора», «Дом Кино» и «Родина», киноцентр «Ленфильм».

Текст: Юрий Ильин

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения