“Сказка…” – намек добрым и умным молодцам

Показ фильма «Сказка для старых» состоялся в Невидимом театре 20 декабря. Режиссёрский дебют писателя и театрального режиссёра Романа Михайлова и актёра Фёдора Лаврова вышел в российский прокат в октября 2022 года. В февраля лента выиграла награду «Золотая тайга» на 20-м кинофестивале «Дух Огня» в Ханты-Мансийске. Рассказываем, почему эта кинокартина заслуживает вашего внимания.

https://youtu.be/o8ot2MmpNCA

Фильм "Сказка для старых", вышедший в прокат осенью, как говорится, "не собрал кассу", хотя был справедливо, в определённой мере, обозначен как гангстерско-криминальный боевик и, следовательно, должен был понравиться "широкому" зрителю. Рецензий на этот фильм, определяющих фильм достаточно доказательно на любой вкус, но приводящих, зачастую, к диаметрально противоположным выводам, вышло довольно много. Артхаузные рецензенты однозначно поместили фильм в самые лучшие достижения минувшего года, хотя, скорее всего, они не видели федорченковские «Большие змеи Улли-Кале» и "Монета страны Малави", появившиеся на экранах в этом же году. Рецензенты попроще вместе с любителями кинодвижухи в лучшем случае смущенно чесали головы, уходя в "непонятки", в худшем - голосовали "ногами вон". 

Поначалу банальный сюжетный зачин ленты о поиске давно умыкнувшего "общак" некоего Мули, после чего убитого, неожиданно воскресшего и обнаруженного одновременно в трех разных городах, вкупе как бы с плохой разводкой актёров и несуразно длинными монологами персонажей (хоть вместо фильма радиоспектакль слушай!),  вместе с кислотной цветовой палитрой изображения (при первом просмотре в проекторе отсутствовал красный цвет, отчего повышенная кислотность кадра придавала восприятию зашкально артхаузный характер; психоделика восприятия присутствует, впрочем, и при нормальном по цветоряду видео-просмотре) - всё это, мягко говоря, обескураживало. Но после просмотра трети фильма, согласно классическому диалектическому закону, количество перешло в качество, причём, вопреки этому закону, качеству с обратным, позитивным знаком.

Всё, как известно, понимается в сравнении. И к концу просмотра увиденное начинаешь сравнивать не с бесконечными штамповками a la "Улица разбитых фонарей", "Бандитский Петербург" etc, но с лучшими лентами Тарантино и Линча. След первого явно виден в кино-модернистском построении картины, включающем, среди прочего, треш, джало и, одновременно, их ироническое переосмысливание. Сюрреализм, иллюзорность, мистичность, кэмп и интертекстуальность сюжета - определённо заставляют вспомнить творчество Линча.

Желание ещё больше разобраться в происходящем на экране, пообщаться с авторами и узнать, что, собственно, они сами думают о своей картине, как она замысливалась и как получилась, привело сочинителя этих строк на "встречу  с творческим коллективом фильма" в рамках программы "Невидимое кино", устроенную также -  "Невидимым...", но уже  "... театром" (Кожевенная линия, 34). 

Встреча получилась интересной как для "простого" зрителя, так и для вдумчивых киноманов. Основной массив вопросов принял на себя Роман Михайлов, один из режиссёров фильма, доктор физико-математических наук, профессор Российской академии наук, писатель, лауреат премии Андрея Белого, театральный актер и режиссёр, ставивший спектакли в "Мастерской П. Фоменко" и БДТ, наконец, киноактер и кинорежиссер, поставивший два полных метра и снимающий третий (не устали? -более подробный список  его многогранностей см. Википедию). 

После этой встречи "Сказку..." начинаешь воспринимать по-другому. Отсылки к упомянутым Тарантино и Линчу, определяющие постмодернистскую стилистику самой картины вместе с другими отсылками и переосмысливанием (с подмигиванием!) к сюжетным приёмам фильмов категории В, соединение с мамблкором (хоть и вынужденным, но органичным)  - всё это могло бы красиво дать толчок к пониманию и даже в полной мере определить семантику   "Сказки...", если бы не одно но: Роман Михайлов на встрече сообщил, что кино не смотрит, знает его вообще плохо, а сам фильм рождался во время съёмок и не имел никакого первоначально придуманного не только сюжета, но и конструкции.

И тогда, глядя на этот, по сути, запечатленный экспромт, соединение, казалось бы, невозможных для сосуществования киноэлементов (упомянутых длиннющих  монологов a la вновь упоминающегося Тарантино, сошествие на самокате в чистилище /?/  провидца-сыщика-карлика, участие "конно-драматического театра "ВелесО", внезапное появление и столь же стремительное исчезновение трудно вписывающегося в сюжет мертвеца в гробу и пр. и пр.), начинаешь воспринимать всё увиденное, воистину, как запечатлённую "Сказку... "Притчу" по определению второго режиссёра, известного киноактёра Федора Лаврова, ленту "философскую и даже религиозную" по мнению участвующего в фильме также известного деятеля андерграунда Пахома, "изотерику"  -  по определению самого Р. Михайлова.

И, добавим от себя, в первую очередь, "... для старых" - в смысле умных, имеющих в своей памяти большой (и не только кино-) бэкграунд.

Хоть и несколько снобистски стёбно, для большего постмодернистского внедрения в философию, суть, антураж, среду, прикид (выбирайте!) фильма, можно порекомендовать ознакомиться (только после просмотра картины) с двумя видеозаписями:

https://youtu.be/axt28AP5IMs?list=RDCMUCxAGkrJYNlpC1jfnJvE_6Lw
https://youtu.be/WexxW_Ae4Lo

Текст: Юрий Ильин

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения