Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге – в партнерстве с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем – представил масштабный проект «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» 11 октября 2023 года. Торжественное открытие провели директор ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова, куратор выставки Елизавета Павлычева, представительница Третьяковской галереи и сокуратор проекта Ирина Седова, сокуратор проекта Иннокентий Иванов и автор архитектурной концепции Ингмар Витвицкий.
Анна Ялова: Это вторая серия проекта, который мы запланировали и успешно реализуем. Первая выставка, посвящённая скульптуре, состоялась в 2021 году. Называлась она «(НЕ)ПОДВИЖНОСТЬ. РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА ОТ ШУБИНА ДО МАТВЕЕВА», а сейчас мы вам представляем современную скульптуру.
XX век - такой яркий, необычный, полный открытий; политических, исторических, социальных событий! И, конечно, всё это нашло отражение в скульптуре. Скульптура стала совершенно иной, яркой, динамичной. Каждый скульптор находит свой собственный язык и выражает свою индивидуальность. Мы хотим вам представить совершенно новый XX век. Мы не случайно сопоставили скульптуру с кинохроникой, потому что именно XX век родил телевидение и, по сути, мы видим, как скульптура оживает в кинохронике, а хроника застывает в скульптуре.
Мы получили письмо от председателя Законодательного собрания Александра Николаевича Бельского, который желает нам всем ярких впечатлений от экспозиции, успехов и всего наилучшего. Мы присоединяемся к этим пожеланиям. Мы благодарим Комитет по культуре города Санкт Петербурга, губернатора города Александра Дмитриевича Беглова. При поддержке города реализация этой выставки стала возможной. Я передаю слово куратору выставочного проекта Елизавете Павлычевой.
Елизавета Павлычева: Здравствуйте, дорогие наши гости. Мне очень приятно вас всех сегодня здесь видеть. Нас попросили быть максимально краткими, поэтому я вам не буду рассказывать концепцию проекта. Кратко вы её сможете прочитать на наших листовках. Это телевизионные программки, которые мы выдаём на входе. Там можно ознакомиться с основными разделами о том, что лежит в основе концепции нашего проекта, но также приглашаю вас на наши экскурсии, чтобы вы подробно узнали про эту выставку. Я же, со своей стороны, хотела бы сейчас высказать слова благодарности команде, которая работала над проектом.
В выставке приняли участие 48 музеев Санкт Петербурга, Москвы и городов других регионов России. На выставке также представлены скульптуры из частных коллекций и произведения из мастерских скульпторов, а всем директорам музеев, хранителям, сотрудникам я выражаю большую благодарность за сотрудничество. На выставке представлено 333 скульптуры. Я понимаю, что для выставки это очень большое число, но мы правда не могли остановиться в нашем отборе. Поскольку XX век предоставил нам невероятное богатое наследие скульптурное, и мы называем более 200 имён скульпторов. Как вы видите, мы продолжили традицию междисциплинарного соединения. Если в прошлом проекте мы совмещали скульптуру и оперу, когда мы говорили про XIX век, то, когда мы обратились к XX веку, наверное, самым естественным соединением было соединение скульптуры и видеохроники, которая поддерживает скульптуру, и скульптура как будто бы выходит из хроник и воплощается в другом уже измерении в пространстве этой выставки. Сокуратором по подбору видеохроники, по художественному решению, выступил Иннокентий Иванов.
А архитектурное пространство выставки - у нас представлено такой своего рода tabula раса, то есть мы очистили пространство от каких бы то ни было архитектурных деталей, дав возможность скульптуре самостоятельно высказаться, потому что в 20 веке скульптура не просто говорит, она уже вопиёт. Вот и наш архитектор Ингмар Витвицкий, а он как раз помогал нам создавать вот этот вот архитектурный образ пространства.
Огромная благодарность сокураторам из наших музеев – партнёров: Ирине Николаевне Седовой из Третьяковской галереи и сотрудникам Русского музея -Елене Вениаминовне Карповой, Елене Викторовне Василевской и Марине Борисовне Стекольниковой. С их колоссальной поддержкой мы сделали отбор скульптур, которые представлены на выставке. И благодаря их научному опыту, мы смогли отобрать поистине самые значимые и самые знаковые скульптуры XX века, и культовые всем известные и редкие, впервые экспонируемые на общедоступном пространстве.
Большая благодарность всей команде Манежа, координаторам Марии Королёвой, Ренате Урусовой, София Антипычевой и всем- всем - всем, кто работал над этим проектом.
Хотела особо поблагодарить Анну Ялову, которая в этом проекте выступила в качестве директора. Но я хочу сказать, что она была поистине директором с большой буквы. Она просто, как мать родная, нас всех поддерживала, вникала во всё, начиная от организационных, научных, креативных моментов и заканчивая чисто техническими, когда вот она сейчас, в последние минуты перед открытием, помогала нам драпировать подиумы. Это поистине высочайший профессионализм! Говорю это от чистого сердца абсолютно.
Все, меня просили быть краткой, приглашаю всех на экспозицию. Сама лично расскажу с удовольствием, приходите! И передаю слово Иннокентию.
Иннокентий Иванов: Добрый вечер. Для меня это был первый опыт участия в подготовке подобной выставки. Мне было очень интересно. Мой труд был самым физически не затратным, потому что мне не приходилось переносить эти многокилограммовые статуи, двигать их, драпировать подиумы тоже не приходилось. Я не смог подключиться к этой работе, потому что приходилось заниматься до последнего момента созданием атмосферы погружения.
Посредством хроники нам хотелось создать некую атмосферу, которая бы вас погрузила в мир движущихся картинок. Кинематограф, хоть и родился в XIX веке, конечно, это искусство XX века, и это первый век, который был запечатлён в движении. То есть мы знаем, как двигалось всё в XX веке.
Каждый куратор, который занимается скульптурой, скажет вам, что хоть статуя, статичность и статуарность — это одного корня слова, но скульптура… В ней заложена определённая динамика. И мы старались поддержать эту динамику кадрами кинохроники. Они не просто так подобраны. Скажем, вот над моей головой - это некий квест для вас. Угадайте ли вы всех персонажей в этих окошках? Если угадаете всех, от меня будет личный приз!
Я тоже благодарен всем сокураторам. Это был очень интересный и плодотворный опыт. Надеемся, что это сотрудничество продолжится. Спасибо, что все пришли. Если у кого-то будут какие-то конкретные вопросы о видео-хроникальном наполнении, на втором этаже тоже есть определённые места, которые может быть требуют пояснения, я буду рад ответить на все вопросы! Спасибо.
Ирина Седова: Добрый вечер, дорогие друзья. Уважаемые гости. Я рада тому, что наше сотрудничество с питерским «Манежем» началось не сегодня, а много лет назад. Это уже не первый проект, который мы делаем вместе. Но вот эта вторая часть скульптурного проекта… Это, конечно, тот смелый шаг, который позволил себе сделать «Манеж». Потому что, как вы все понимаете, скульптура — это тот вид искусства, который достаточно сложен для восприятия, который требует каких-то совершенно иных мыслительных шагов, если можно так выразиться, от зрителя, и она мало кем понимаема. Но, вот этот рывок, который сделал «Манеж» в экспонировании, представлении, осмысления этого вида искусства - это поистине беспрецедентно! И я от лица Третьяковской галереи и от лица многих моих коллег и друзей, которые были на первой части этого проекта, приношу огромную благодарность и низкий вам поклон за вашу смелость, девочки.
Если говорить об участии непосредственно Третьяковской галереи в этом проекте, то нужно начать с того, что собрание Третьяковской галереи, именно скульптурное собрание, это около 6000 экземпляров работ. Здесь участвует 67, так что вы себе представляете, сколь сложным было отбор. Он был достаточно жёстким, и мы с Елизаветой два года работали над этим. Мы постоянно встречались то на питерской территории, то у меня в кабинете в Третьяковской галерее, пили чай целыми часами, сидели за компьютером и смотрели сотни работ не только из нашего собрания, но и собрания других музеев. Это, действительно, титанический труд.
Тот принцип, по которому шёл отбор работ именно из Третьяковской галереи это, конечно, прежде всего, имена. Самые яркие имена отечественной скульптуры. Надо сказывать, что Третьяковская галерея обладает уникальным собранием скульптуры именно XX века. Если конец XVIII и XIX веков, это всё-таки приоритет Русского музея, потому что академическая скульптура развивалась на почве Санкт Петербурга, как известно. То в XX веке на арену художественной жизни Москвы выходит Московская скульптурная школа и очень ярко о себе заявляет. Это училище живописи, ваяния и зодчества Московское. И такие имена, как Конёнков, Голубкина, Андреев, Матвеев — это всё уже Московская школа. Поэтому и собрание первой половины XX века, и второй половины XX века в Третьяковской галерее представлено просто блестяще. И очень хотелось показать то, как развивалась скульптура на протяжении всего XX века. Выбирая точечно какие-то шедевры из собрания Третьяковки, которые вы здесь увидите. Ещё раз большое спасибо! И, конечно, хотелось бы сказать ещё буквально одну фразу о том, что соединить скульптуру и кинематограф — это дерзко! Но у вас это получилось. Я думаю, что скульптура — это тот трёхмерный вид искусства, а сейчас есть тенденция - 3 d, 4 d, есть такие желания: увидеть движущуюся картинку в объёмном формате и, наверное, скульптура даже в этом смысле, как никакой другой вид искусства, наилучшим образом сочетается с кинематографом. И, конечно, крупные планы — это портрет. И, конечно, свет, который в скульптуре и в кино имеет огромное значение. И принцип монтажа, который прекрасно у вас здесь работает, и который является одним из главных выразительных средств кинематографе. Всё это объединяет кинематограф и скульптуру, поэтому низкий вам поклон. Ещё раз, я надеюсь, что это не последняя наша встреча! Спасибо.
Анна Ялова: Ирина Николаевна, большое спасибо! И, говоря о смелости, каждый проект, который мы делаем в «Манеже», мы стараемся архитектурно решить так, чтобы это как можно точнее подчёркивало тематику и концепцию выставки. Поэтому, когда Ингмара Витвицкий, архитектор нашей выставки, предложил задрапировать «Манеж» и лишить его всех выступающих архитектурных элементов, для нас это был смелый ход!
Ингмара Витвицкий: Я буду краток. Конечно, это колоссальная ответственность была для всей команды создать достойный фон для безусловных шедевров. Для того, чтобы они тактично проявились себя. И, конечно, здесь очень много творческих людей, мастеров, скульпторов, художников, режиссёров, даже актеров. И, конечно, это всё представлено на ваш суд. Насколько это хорошо получилось – судить вам! Большое спасибо.
Фото: Александр Шек
Расшифровка: Александр Шек, Наталья Шек