Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > «(НЕ)ПОДВИЖНОСТЬ» в ЦВЗ Манеж: когда поет скульптура

«(НЕ)ПОДВИЖНОСТЬ» в ЦВЗ Манеж: когда поет скульптура

Межмузейная художественная выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» откроется в петербургском Манеже 24 марта. Пространство выставочного зала разделено на сектора, в каждом из которых звучат в записи лучшие мировые оперы, подобранные Василием Бархатовым. На выставке представлено 150 уникальных скульптурных работ, отобранных из собраний Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея городской скульптуры, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Царицыно», Центрального военно-морского музея, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея истории религии и многих других.

«В основе проекта лежит масштабное научное исследование, длившееся более двух лет, цель которого заключается в возможности показать зрителю редкие и особо значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII-начала XX вв.», — Елизавета Павлычева, куратор проекта, заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж»

«В экспозицию вошли не только признанные шедевры, но и произведения, которые ранее практически не выставлялись. Именно благодаря этой выставке они вольются в историю русской скульптуры. Этому поможет фундаментальный научный каталог, в иллюстративный ряд которого включена не только станковая, но и монументальная скульптура, и по сей день украшающая Санкт-Петербург», — Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры Государственного Русского музея

«Архитектурное решение проекта предусматривает трансформацию выставочного пространства Манежа в прообраз нескольких императорских театров. Так, например, пространство аванзала превратится в театральное фойе, в котором слышны звуки настройки оркестра. Первый этаж станет аллегорией исторических мировых сцен. Второй этаж – прообраз закулисья театра. Перемещаясь из одного пространства в другое, посетители выставки смогут познакомиться с творчеством крупнейших мастеров русской классической скульптуры под звучание оперных арий той эпохи», — Александр Кривенцов, архитектор

«Трудность заключается в том, что у обоих жанров в голове обывателя сложилась стойкая самодостаточная репутация. Репутация некой чрезмерной утонченности, красивой условности и элитарной академической скуки. Хотелось, чтобы не возникло ощущения, что мы пытаемся выручить одно направление искусства другим. Чтобы скульптуры не стали декорацией к опере, а опера не стала музыкальным сопровождением к выставке скульптур.

Мы просто даем работам новый язык общения со зрителем. Даём им «право голоса». При этом осознавая, что попытка проникновения одного в другое ведёт либо к умножению красоты и содержания, либо к неминуемой пошлости.

Идея заключалась в том, чтобы зритель мог будто перешагнуть через оркестровую яму во время оперного спектакля и оказаться в центре застывшей мизансцены, где каждый герой скульптуры исполняет свою оперную партию и помещён в обстоятельства согласно либретто и музыкальной драматургии. Где зритель способен, приблизившись, выделить для себя из общего ансамбля любого героя, слышать и рассматривать только его, перемещаясь по сцене и закулисью», — Василий Бархатов, оперный режиссер.

Фото: Александр Шек

Добавить комментарий