«Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» в Манеже

12 октября 2023 года Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге – в партнерстве с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем – представит масштабный проект «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век»

Выставка продолжает исследование развития отечественной скульптуры, начавшееся в 2021 году проектом «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», в рамках которого более 60 тысяч посетителей Манежа смогли погрузиться в историю скульптуры XVIII–XX столетий. Выставочный проект 2023 года фокусирует внимание посетителя исключительно на ХХ веке – как наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде в контексте развития русской скульптуры.

«Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» продемонстрирует более 300 уникальных произведений из фондов 48 ведущих организаций культуры и науки Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России, а также из частных собраний: работы более 200 ваятелей, в том числе М. К. Аникушина, Н. А. Андреева, Г. Д. Брускина, Е. В. Вучетича, А. С. Голубкиной, Д. Д. Каминкера, С. Т. Конёнкова, Б. Д. Королёва, М. Г. Манизера, А. В. Марца, А. Т. Матвеева, В. И. Мухиной, Э. И. Неизвестного, Н. И. Нисс-Гольдман, Г. Д. Писаревой, А. И. Рукавишникова, М. Д. Рындзюнской, Б. Ю. Сандомирской, В. А. Сидура, К. М. Симуна, В. А. Синайского, В. Е. Татлина, И. Г. Фрих-Хара, З. К. Церетели, А. В. и В. Е. Цигалей, И. Д. Шадра, М. М. Шемякина, П. Н. Шуриги, С. Д. Эрьзи, Г. Д. Ястребенецкого и многих других выдающихся творцов.

Одна из редких и самобытных работ, представленных в экспозиции, – монументальное керамическое панно «Праздник» И. Г. Фрих-Хара, созданное в конце 30-х годов ХХ века. Произведение, в котором соединились элементы разных стилей, разнообразные приемы лепки, многоярусный принцип построения композиции, более 10 лет проходило реставрацию в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ). При поддержке ЦВЗ «Манеж» весной 2023 года реставрационные работы были завершены, и впервые после восстановления скульптура будет представлена посетителям.

На выставке будут также экспонированы произведения скульпторов, оказавшихся – в силу различных обстоятельств – в тени и оцененных лишь с течением времени. Эти имена известны скорее узкому кругу специалистов, но благодаря проекту «Сопряжение форм» их творческий путь станет известен десяткам тысяч посетителей Манежа. ХХ век – самый многогранный век в истории русской скульптуры, остро, пластично и эмоционально реагирующей на исторические, социальные, политические, научные, технологические изменения и достижения. В скульптуре этой эпохи сменяют друг друга направления и стили: импрессионизм, экспрессионизм, модерн, символизм, кубизм, супрематизм, футуризм, конструктивизм, реализм, нонконформизм, кинетизм, сюрреализм, наив, геометрическая абстракция и абстрактный импрессионизм. В то же время одна из особенностей XX века – зарождение и развитие видеосъемки (кинематографа и телевидения), в первую очередь – документальной.

Концепция выставочного проекта объединяет два культурных пласта ХХ столетия – скульптуру и кино/видеосъемку – в историческом и кинетическом контексте. Хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике – основной лейтмотив проекта. Пространство выставочного зала лаконично и свободно от архитектурных деталей, оно способствует чистоте восприятия. Видеохроника, подобранная к группам скульптур, служит дополнительным источником информации о конкретном явлении или событии в истории ХХ века и о его героях. Световые спецэффекты, созданные с помощью современного оборудования, вызывают ощущение движения неподвижной материи. Таким образом, скульптура и репортажная съемка в своем соединении через «сопряжение форм» рождают дополнительные смыслы и наполняют застывшие моменты истории кинетическим эффектом, давая им новую жизнь здесь и сейчас.

Экспозиция выстроена по тематико-хронологическому принципу, с аллюзиями на кинематограф. Среди разделов выставки: «Сценарный план» (главные социально-исторические вехи ХХ века, повлиявшие на развитие скульптуры), «Действующие лица» (бюсты выдающихся деятелей ХХ столетия), «В главных ролях» (модели осуществленных и неосуществленных памятников), «0+» (детские образы в скульптуре ХХ века), «Монтаж и цветокоррекция» (цветная и абстрактная скульптура), «18+» (обнаженная натура). Завершающая часть экспозиции – «Широкий формат» (тема труда в скульптуре, включающая в себя «Мастерскую скульптора», где посетители увидят документальную хронику создания знаковых скульптур выдающимися ваятелями ХХ века).

«Выставка “Сопряжение форм” продолжает исследование истории развития скульптуры как самостоятельного вида изобразительного искусства. Неслучайно выбрано название проекта – “Сопряжение форм”: единение разных форм искусства, новаторские взгляды, а также стремительные исторические, политические и социальные изменения, происходившие в стране, нашли отражение в выставочном проекте. ХХ век изменил и подход к личности скульптора, поиску его индивидуального стиля, творческого почерка, визуальных эффектов, контрастов фактур и материалов. Также неслучайно выбор кураторской группы проекта пал на появившиеся именно в ХХ веке новые виды искусства: телевидение и кинематограф. Яркие, динамичные свидетели своего времени – новостные сюжеты и документальная хроника – как нельзя лучше передают энергетику ХХ века и раскрывают темы поиска новых смыслов и героев прошлого столетия», - Анна Ялова, директор Центрального выставочного зала «Манеж».

«При всем невероятном богатстве художественного наследия и несмотря на все разнообразие форм сопряжения смыслов в скульптуре XX века, в настоящий момент отечественная пластика обозначенного периода представляется недостаточно глубоко изученной. Поэтому выставку “Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век” по праву можно назвать исследованием, позволяющим вспомнить забытые произведения всем известных творцов, выявить уникальные работы менее популярных авторов, а также в целом проследить изменения в творческом процессе и подходах к воплощению художественного замысла в скульптуре прошлого столетия», - Елизавета Павлычева, куратор выставки, ЦВЗ «Манеж».

«ХХ век с его научно-технической и культурной революцией подарил такому в целом консервативному виду изобразительного искусства, как скульптура, тематическое и пластическое разнообразие (в основном за счет бытовых и социально-политических мотивов, не только в реалистических, но и в абстрактных формах), расширение жанровых рамок (происходит взаимопроникновение портрета, жанровых композиций и пейзажа), изменил целеполагание при создании станковой скульптуры (появляются “отчетные” произведения, выполненные специально для выставок; многие заказные работы окрашиваются “общественной значимостью”), привлек внимание и возвеличил предмет как таковой (с одной стороны, произошло превращение бытовых предметов – мебели, продуктов, разного рода технических деталей – в скульптуру, с другой – скульптура обрела несвойственные ей практические функции), обусловил обогащение скульптуры за счет дизайнерских приемов). Все это многообразие форм и стилей отражено в концепции выставочного проекта», - Марина Стекольникова, сокуратор выставки, Государственный Русский музей.

Выставка «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» рассчитана на широкую аудиторию жителей и гостей Санкт-Петербурга, которые смогут погрузиться в историю российской скульптуры и узнать больше об отечественном культурном наследии ХХ столетия благодаря уникальному кураторскому подходу, синтезу технологий и межмузейному взаимодействию.

В рамках выставки команда Манежа представит обширную просветительскую программу, включающую в себя экскурсионные туры, арт-медиации, лекции и открытые дискуссии, а также дополнительные мероприятия для разных аудиторий, в том числе для детской, подростковой и инклюзивной.

Выставка продлится до 3 декабря 2023 года.

Проект реализован при поддержке Комитета по культуре Санкт- Петербурга.

Возрастное ограничение: 12+

Стоимость билетов: от 0 рублей (льготный) до 400 (взрослый, будни) и 600 (взрослый, выходные дни) рублей

Выставочный зал открыт:
Понедельник 12:00 – 21:00
Вторник 12:00 – 21:00
Среда 12:00 – 21:00
Четверг 12:00 – 21:00
Пятница 12:00 – 21:00
Суббота 11:00 – 21:00
Воскресенье 11:00 – 21:00
Касса закрывается в 20:00, за час до закрытия выставочного зала

Куратор: Елизавета Павлычева (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург)
Сокураторы: Елена Карпова, Елена Василевская, Марина Стекольникова (Русский
музей, Санкт-Петербург), Ирина Седова (Третьяковская галерея, Москва), Иннокентий
Иванов
Координаторы: Рената Урусова, София Антипычева, Мария Королёва (ЦВЗ «Манеж»,
Санкт-Петербург)
Архитектурная концепция: Ингмар Витвицкий
Архитектура: ООО «Ингмар АСБ»
Графический дизайн: Денис Калядин
Логистика: ООО «Передвижникъ»
Застройка: ООО «Декор-Ателье»
Участники проекта:
Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова, Уфа
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-
Петербург
Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Вологодская областная картинная галерея
Всероссийский музей декоративного искусства, Москва
Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-
заповедник «Царицыно»
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник
«Абрамцево»
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра
Государственный исторический музей, Москва
Государственный музей А. С. Пушкина, Москва
Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург
Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Государственный центральный музей кино, Москва
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Липецкий областной краеведческий музей
Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской
академии наук, Санкт-Петербург
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи,
Саранск
Московский музей современного искусства
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Музейно-выставочное объединение «Манеж», Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-
Петербург
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Новгородский музей-заповедник
Пермская государственная художественная галерея
Российский этнографический музей, Санкт-Петербург
Самарский областной художественный музей
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Тверская областная картинная галерея
Тульское музейное объединение
Тюменское музейно-просветительское объединение
Череповецкое музейное объединение
Скульпторы
Александр Гордин
Михаил Дронов
Евгений Духовный
Роберт Лотош
Владимир Петровичев
Александр Рукавишников
Дмитрий Тугаринов
Зураб Церетели
Частные собрания
Роман Бабичев
Надежда Гаврилова
Алла Есипович-Рогинская
Анна Колейчук
Исаак Кушнир
Владимир Левшенков
Екатерина и Владимир Семенихины
Мария Чаркина
Денис Шмидт

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения