Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > «Покой и Радость» в стенах Манежа

«Покой и Радость» в стенах Манежа

Открытие масштабного проекта «Покой и Радость» в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялось 12 ноября. Выставка, собравшая произведения более 100 русских художников из 39 ведущих музеев России и зарубежья, открыта до 30 января. Вы увидите работы Архипа Куинджи и Ивана Шишкина, Карла Брюлова и Ивана Айвазовского, Владимира Боровиковского, Василия Тропинина и многих других. Если Вас унесёт стремительный поток бесконечных дел, вы знаете, где найти безмятежность и гармонию.

Проект полностью оправдывает своё название, в работах русских художников XIX века, собранных под крышей Манежа, отражены образы, возвращающие нашу память к традициям прошлого, не заостряя внимание на его социальных и политических проблемах. Архитектурный дизайн экспозиции разработан в сотрудничестве с Агнией Стерлиговой (Planet 9) и включает несколько тематических разделов: «Увертюра», Bel paese, La nature, Russe, La vie privée, «Эпилог».

«На экспозиции в Манеже не будет баталий, душераздирающих драм, пылких страстей, обостренных эмоций, пугающего мистицизма. Выставка «Покой и Радость» — это идиллическое повествование об искусстве, которое не вступило в эпоху тотальной трансформации. Конечно, история была полна трагедий, но мы намеренно делаем акценты на мир благожелательный и умиротворенный, где гармония проявляется в созвучии колорита и чистоте пропорций, в безмятежности и красоте«. — Семен Михайловский, куратор

В марте 2021 года Манеж впервые представил выставку, где важная роль отводилась музыке: на выставке скульптуры второй половины XVIII-начала XX вв. «(Не)подвижность» экспонаты будто бы исполняли оперные арии. Зритель мог перемещаться между мизансценами оперных спектаклей, переходя из одного зала в другой. Для выставки «Покой и радость» композитором и пианистом Антоном Батаговым была написана сюита, изданная отдельным альбомом на рекорд-лейбле Fancymusic — крупнейшем издателе современной академической музыки. Музыка Батагова равномерно расстилается, словно туман, по всему пространству Манежа, объединяя живописные произведения в единое повествование.

Куратор в данном случае делает то же самое, что делает современный музыкант, сочиняя музыку, в которой нет задачи “покорять пространство и время”, а, наоборот, есть попытка услышать гармонию покоя, просвечивающую сквозь агрессивную суету и психоз сегодняшнего мира. Эта выставка предлагает людям, привыкшим к тому, что современное искусство – это Бэнкси, а классическое – Малевич, заново увидеть старые картины. Очень, по-моему, мета-пост-транс-модернистский жест. Короче говоря, я согласился и написал 60-минутную сюиту.

«Италия как мечта, как образ и ориентир – и ее проекция на русское искусство. Италия всегда магически притягивала художников, писателей, музыкантов. В музыке – божественные мелодии bel canto, услышанные русскими композиторами прошлого, прорастали на русской почве совершенно иначе – не как подражание, а как новая звуковая реальность, похожая на многое, но при этом абсолютно самостоятельная, со своей магией и печальной радостью. В сюите, которую я написал, “тема Италии” проходит сквозным пунктиром, как “Прогулка” в “Картинках с выставки” Мусоргского. Она возникает из еле слышных отзвуков, трансформируется и окрашивается в разные тона, уступает дорогу другим темам – и исчезает во тьме новых времен»
. – Антон Батагов

Пасторальная выставка – ответная реакция на агрессивность окружающей среды. Завершив осмотр экспозиции, не хочется покидать Манеж, хочется еще хоть немного задержаться на деревянных качелях под защитой ненастоящих, но таких манящих декоративных облаков.

«Такое впечатление, что всё это происходит в 1917 году. Мы тут по инерции обсуждаем, вот эту картину Левитана повесить чуть левее или чуть правее, а там за стенами вообще-то другая жизнь. Вот сейчас войдут красноармейцы, и дальше мы пойдем, куда они скажут. Да. 1917 или 1936, не всё ли равно. Красота не спасет мир. В стране, где торжествует террор, покой и радость возможны только на картинах. Это оптический обман. А музыка – это всегда реквием«. — Антон Батагов

Куратор выставки — Семен Михайловский (ректор Санкт-Петербургской академии художеств и председатель Попечительского совета Манежа), координатор — Светлана Зенина (заместитель директора Манежа по выставочной работе). Саундтрек проекта создан композитором и пианистом Антоном Батаговым. Архитектурный дизайн экспозиции разработан в сотрудничестве с Агнией Стерлиговой.

Текст: Юлия Толшина и Александр Шек
Фото: Александр Шек

Добавить комментарий