Вы здесь
Главная > Музыка > Про Бриттена, Британию и улетающие ноты

Про Бриттена, Британию и улетающие ноты

Символично и парадоксально 17 марта, в день, печально ознаменованный закрытием британского генконсульства в Петербурге, камерный оркестр «Дивертисмент» п/у Ильи Иоффа для многих слушателей открывает мир английского композитора, романтика XX века Бенджамина Бриттена. В своём СВОБОДНОМ ПЕРЕВОДЕ на Новой Сцене Александринского театра.


«Минуя процесс осознания того, что с вами происходит, Бриттена, вероятно, не полюбить«, — утверждает музыкальный критик, бессменный ведущий цикла концертов Артём Варгафтик. Но уж если получается погрузиться во вселенную британского классика, заглянуть в сложную систему зеркал и отражений, будьте готовы услышать неожиданные ответы на самые очевидные вопросы, будьте готовы к тому, что тьма рассеется, и всё обернётся гармонией и красотой.

Именно по такому принципу строится его сочинение для альта и струнного оркестра Lacrymae — «Слезы», размышления на тему песни Джона Доуленда. Чрезвычайно не ясное, намеренно измененное, проявляется не очевидным образом. Нежный мягкий звук альта Лидии Коваленко долго и упорно движется через мутное приглушённое пространство сочинения. Тьма непроглядная подсвечивается флажолетами струнных. Тьма иллюминируемая никак не сдаётся. И, наконец, всё осветляется.

Вторым на концерте звучит канон Cantus памяти Бриттена, написанный эстонским композитором Арво Пяртом (р. 1935) в 1977 году. Пярт — поклонник творчества Бриттена. Английский композитор чрезвычайно близок ему мысленно и эмоционально. Даже не будучи знакомым с ним лично, Пярт полагал, что не уберёг Бриттена от преждевременной кончины. Сочинение с тишины начинается и ею заканчивается. Это выписанная тишина, она обозначена в нотах: музыканты замерли, не шевелятся, и звучит колокол, и сразу весь воздух захватывает разворачивающийся канон, звучащий как нескончаемые волны слез, осознаний, отражений на воде. Пульсирующая вибрация струнных держит напряжение, никак не находящее разрешения. И только колокол, появляющийся вновь, останавливает всё движение.

На сцене появляется блестящая вокалистка, сопрано Вера Чеканова, чтобы исполнить Les Illuminations («Озарения»), вокальный цикл для голоса и струнных. Бриттен сочинил музыку на стихи французского поэта Артюра Рембо.

«Язык музыки понятен, но непереводим. Непереводим, но интуитивно понятен – а ещё по-своему совершенен и самодостаточен. И их много, языков музыки – причём зачастую именно перевод с одного на другой помогает открыть что-то, совершенно новые музыкальные миры«, — говорит Артём Варгафтик.

Эмоциональное чувственное звучание голоса, поддерживаемое выпуклой техничной игрой оркестра, не позволяет ослабить внимание ни на минуту. Солистка перебирает в руках ноты, будто читает очень длинное письмо, будто видит стихи впервые, ноты не умещаются на пюпитре, летят и летят. Весь пол в нотах.


Не знаю, что может быть лучше приходящих внезапно новых смыслов, озарений, понимания того, что было до сих пор совершенно закрыто. Когда загадочный далёкий и непонятный английский композитор внезапно становится собеседником и даже союзником. Когда музыка проходит через нутро и отражается на всём существе. Возможно, когда-то озарит и все наши политические державы, и станем мы одним большим гармонично звучащим миром. А пока можно послушать музыку.

28 апреля состоится четвертый концерт цикла «В СВОБОДНОМ ПЕРЕВОДЕ» камерного оркестра «Дивертисмент». В программе «Слушай тишину», сочинения наших современников — Владимира Мартынова и Арво Пярта, а также Павла Карманова, композитора, участника рок-группы «Вежливый отказ».

А 7 апреля в Александринском в полную мощь развернётся второй фестиваль благотворительного фонда AdVita  «Один день из жизни…» в четырех концертах. Наряду с известными петербургскими артистами, выступит также Светлана Сурганова с Ахматовской «Поэмой без героя». Все собранные средства будут переданы в пользу подопечных фонда AdVita – людей с онкологическими диагнозами.

Текст и фото: Елена Козлова

Добавить комментарий