Вы здесь
Главная > Театр > Родина слышит, Родина знает

Родина слышит, Родина знает

24 ноября театр «Приют Комедианта» вновь показал полюбившийся петербургской публике спектакль Василия Сенина «Хорошо. Очень!» по рассказам Василия Шукшина. В зале аншлаг, зрители приходят несколькими поколениями.

Уникальность постановки, как и произведений Шукшина, в том, что в ней мы видим советскую действительность, но она во многом неотличима от нашей современной жизни. Схожий уровень пропаганды в СМИ, конформизма и приспособленчества. В сцене «Мужик Дерябин» в исполнении Александра Машанова главный герой пишет письмо в Райисполком, чтобы переименовали Николашкин переулок, потому что он назван «в честь попа». На заднем плане хроника разрушения церквей. Наша беда в том, что мы не помним своего прошлого и не учимся на своих ошибках. Наверное, и будущего у нас поэтому нет. В тридцатых сносили церкви, сейчас храмы строят повсеместно. Только духовности всё равно мало.

«Мой зять украл машину дров» — история о советском суде, самом справедливом в мире, как мы помним из классики кинематографа. Это особенно иронично звучит, когда мы смотрим на современное российское правосудие с его продажными судьями, чрезвычайными судами под покровом ночи и за закрытыми дверями. «Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в этом толк, если судебный процесс проходит в России?». Да и какое может быть правосудие, если большая часть населения, включая первых лиц, живёт по понятиям, по воровским законам и человек человеку волк?

Самая трогательная часть спектакля — это «Сапожки». Герой за 65 рублей (половину мотороллера) покупает жене сапожки. Потому что хочет ей подарить что-то красивое, она ведь радоваться умеет до слез как ребёнок. Это своего рода акт самопожертвования с его стороны, и доброты от него в мире становится немного больше. Пусть даже прекрасные сапожки не придутся впору.

10 ноября 1982 года умер Брежнев. Генсеки вообще постоянно умирали. В своём интервью режиссёр Василий Сенин рассказывал: «Мне было пять лет, и меня искупали. Я стоял на диване и мне бабушка вытирала волосы. И тогда сообщили что умер очередной генсек — я помню свою реакцию — я подумал: «Значит, «Спокойной ночи, малыши» не будет неделю». Это была навязанная, обязательная скорбь. И уже в пять лет у меня был протест против этого». Герои спектакля «Хорошо. Очень!» после этой новости погрустили для галочки, но ясно, что никто особенно не скорбит.

Постановку Василия Сенина отличает блестящий актерский состав. Взять хоть Александра Машанова с его острым на язык провинциалом-интеллектуалом в зарисовке «Срезал» и его же правильного советского гражданина в «Мужике Дерябине». Вячеслав Коробицын органичен в роли полубезумного энтузиаста в «Микроскопе» и правдорубца с тяжёлой судьбой в «Мой зять украл машину дров». Денис Кириллов достаточно высокомерен и далек от народа в роли кандидата в «Срезал» и трогателен в «Сапожках». Женский состав: Соня Горелик, Полина Фетисова и Юлия Молчанова примерили на себя образы простых советских женщин, и, похоже, остались довольны.

 

О спектакле «Хорошо. Очень!» хочется сказать: «сделано с любовью». Посвящается нашим родителям, но тот, кто умеет видеть, точно обнаружит параллели с современной жизнью. Колбасы стало больше, телефоны — без кнопок, но мышление осталось то же самое. Так давайте мыслить позитивно.

Текст: Алла Игнатенко

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments