Вы здесь
Главная > Без рубрики > Месхиев: «Надо родину любить – я об этом фильм делал»

Месхиев: «Надо родину любить – я об этом фильм делал»

17 февраля в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвящённая фильму «Батальонъ», выходящему в широкий прокат 20 февраля. Эта встреча с журналистами является важным дополнением в понимании фильма и заложенных в него режиссёрских посылов. Об отношении к войне, солдатам и родине рассуждают создатели фильма, снабжая свои комментарии историческими справками.

kinopoisk.ruВ холле отеля «Four Seasons» за столиком сидит Мария Кожевникова и с кем-то общается, на причёске ещё заметен отпечаток военной жизни – правая часть головы покрыта короткими тёмными волосами, на левой лежат длинные локоны  посветлее.

В Бальном зале, оформленном золотым и белым, под потолком висит ожидание. На стене белые павлины спускают аккуратные хвосты на золотые пьедесталы. В первых рядах идут размеренные территориальные бои за места: «а тут занято?», «можно вас попросить пересесть? Нам нужно посадить здесь Валерию Шкирандо и Ирину Рахманову».

За столом с табличками пока сидит только Евгений Айзикович, продюсер  «Брестской крепости». Он принял на себя роль конферансье – рассказывает о прошедших показах в Минске и Пскове, где, помимо Петербурга, проходили съёмки. Отклик был положительный. Беспокоясь о реакции на фильм, перед выпуском его даже показали блогерам, как новой инстанции в формировании общественного мнения на события. По словам Евгения, российские блогеры, «крупные, циничные, абсолютно такие интернетовские» сказали, что им физически не хватило этой картины, им хотелось ещё и ещё, особенно в первой части.

Евгений Айзикович
Евгений Айзикович

На лестнице с чёрными перилами в противоположном конце зала появляются продюсеры, режиссёр и актрисы фильма «Батальонъ»Игорь Угольников, Фёдор Бондарчук, Дмитрий Месхиев, Мария Аронова, Мария Кожевникова, Валерия Шкирандо и Ирина Рахманова. Волосы на головах девушек немного отрасли со съёмок, хотя их длина всё ещё не позволяет откинуть волосы на плечи или собрать в какую-нибудь эпатажную причёску. Хотя от этого они не становятся менее красивыми, что подчёркивает Фёдор Бондарчук своей галантностью, подавая руку актрисам и помогая им спуститься с лестницы. Сам он немного рассеянно задерживается у лестницы, задумавшись о чём-то своём.

После небольшого вступительного слова генерального продюсера и автора идеи Игоря Угольникова, пресс-конференция переходит в стадию вопросов-ответов. Это происходит плавно, без обычных для некоторых пресс-конференций заминок в этот момент.

В свете поддержки фильма такими известными компаниями и организациями, как Газпромбанк, Росбанк, Фонд кино, Министерство культуры, РЖД, Транснефть, Первый канал, Российское военно-историческое общество (РВИО) и студия Ф. Бондарчука Art Pictures, первый же вопрос касается денег.

— Скажите, а какой бюджет картины? – интересуется корреспондент «города 812».

Игорь Угольников отшучивается: «мы подсчитываем», а Мария Аронова помогает ему уйти от точных цифр: «Игорь, не плачь».

Игорь Угольников, генеральный продюсер фильма, автор идеи
Игорь Угольников, генеральный продюсер фильма, автор идеи

Та же журналистка, своим вторым вопросом ставит под сомнение существование в 1917 году использованного в фильме вооружения. Ответ кажется скомканным и уходит в сторону:

Я ещё должен рассказать, как мы поехали специально в Сморгонь [город в Белоруссии] посмотреть, как делались эти окопы – они до сих пор там, – отводит взгляд вправо и вверх генпродюсер, вызывая из памяти те пейзажи. – Немцы делали их в бетоне, потому что планировали здесь восточную границу своей империи. Там наши войска стояли с немцами vis-a-vis 800 дней. Художники вместе с режиссёром сделали декорации полной копией окопов и блиндажей. Там даже окопы назывались именами улиц! – рассказывает Игорь Угольников.

— А как бы вы поступили на месте своих героинь? – задаёт вопрос молодая девушка из зала.

Я говорила и буду говорить, что война – это абсолютный идиотизм и женщина с войной не сочетается, – с чувством отвечает Мария Аронова, сыгравшая Марию Бочкарёву. – Женщину на войну может подтолкнуть только личное горе. Если говорить про мою героиню, то у неё не состоялась личная жизнь, и боженька не дал ей детей. Если женщине нечего терять, то она становится страшной силой. Основное для любой женщины – это правильный мужчина рядом и детки, – делится Мария своим видением.

Мария Аронова
Мария Аронова, исполнительница роли Марии Бочкарёвой

В заминке между ответами, Фёдор Бондарчук озвучивает общий бюджет фильма в 330 млн. руб., а так же долю Art Pictures, вошедшей в проект на стадии постпродакшена  – ещё 100 млн. рублей и 50 на маркетинг.

Фёдор Бондарчук, продюсер фильма
Фёдор Бондарчук, продюсер фильма

По площади зала расставлены 4 или 5 видеокамер – РЕН ТВ, Санкт-Петербург и ещё какие-то телеканалы. Количество фотокамер сосчитать сложно. Во втором ряду даже сидит парень, снимающий с помощью палки для селфи на Iphone. Как потом выяснилось, это какой-то блогер.

— Поскольку я уже не молодая, то выросла на фильмах, которые рассказывают, что  во время первой мировой войны и революции, революционер – это герой, – начинает издалека пожилая женщина. – В этом фильме [«Батальонъ»] совершенно иначе показаны люди, носившие красные бантики. Это ваша позиция сейчас? Это были герои или это были разгильдяи, как вы считаете?

Я старался не делать однобоко персонажей. Потому что в то время в стране была смута. Великая октябрьская революция ещё не произошла, произошла только февральская. Сменилась давно устоявшаяся монархия на конституционно-правовое государство, которое абсолютно не работало в то время. Поэтому эти красные ленточки только преддверие некоего будущего и исторический факт, – у Дмитрия Месхиева округлое лицо с мягкими чертами, в левом ухе небольшая серьга. – С моей точки зрения, нежелание воевать, у этих мужчин было оправдано. Мы специально так сделали, что в конечном итоге в атаку с криком «ура» побежали и те, кто хотел воевать и защищать родину и те, кто не хотел. Потому что нужно любить страну,  в которой ты живёшь – я про это кино делал. Согласен ты с чем-то, не согласен. Мы живём в этой стране и страна совершенно не виновата в том, что происходит, в том, что происходило в то время. Надо родину любить. Это аксиома, меня так воспитали, я так же воспитываю своих детей и про это я делал кино.

Дмитрий Месхиев, режиссёр
Дмитрий Месхиев, режиссёр

Вопрос задаёт невысокая женщина, очки на переносице не дают кудрявым локонам заслонить лицо:

— В конце фильма возникает надпись, что это был последний бой батальона, а потом, что Мария Бочкарёва была расстреляна в 1920 году. Вопроса два: какова судьба самого батальона и будет ли продолжение?

С батальоном ничего такого страшного не случилось, просто это был последний бой на войне, потому что батальон выполнил свою боевую задачу, взял немецкие позиции, это исторический факт. Они свой подвиг совершили, – комментирует Дмитрий Дмитриевич.

Сейчас идёт работа над четырёхсерийной версией по заказу Первого канала, в которой очень много хроники того времени, – Игорь Угольников немного щурится сквозь очки.  – У нас в титрах пишется, что женские батальоны создавались ещё и ещё. Но нам не это важно, нам важно, что было в душе и в голове у этих девочек из разных сословий. Подъём нации был огромен, наши с вами предки тогда, в марте 1917 года, чувствовали себя серьёзными демократами – случилась почти бескровная революция, царь сам отрёкся от престола. Подъём был огромен даже в 1914 году, когда царь с балкона Зимнего дворца объявил о начале войны. Человек в военной форме был крайне уважаем, потому что он был не просто защитником отечества, он был спасителем наших братских народов. И об этом надо говорить, поэтому мы 8 марта будем делать премьеру нашего фильма в Белграде и хотим, чтобы наши братья сербы увидели первыми в Европе нашу картину.

Слева направо: Игорь Угольников, Валерия Шкирандо, Мария Аронова, Дмитрий Месхиев, Ирина Рахманова
Слева направо: Игорь Угольников, Валерия Шкирандо, Мария Аронова, Дмитрий Месхиев, Ирина Рахманова

— Я так понимаю, события фильма начинаются, когда общество испытывает дефицит патриотизма, какой отклик вы хотите вызвать у современников, не считаете ли вы, что в сегодняшнем обществе тоже присутствует дефицит патриотизма? – интересуется корреспондент телеканала «Кино ТВ».

Вы знаете, мы же картину делали 2 года. Тогда ещё такой необходимости в патриотизме, как сейчас, не было. Патриотизм и любовь к стране с моей точки зрения очень важны, но я не хотел делать из этой картины агитку, я надеюсь, что это и не получилась агитка. Я про любовь к родине кино снимал, –  объясняет режиссёр, жестикуляцией добавляя ответу чувственности.

Текст александрстепенко

Фото Александр Шек

comments powered by HyperComments