Вы здесь
Главная > Кино > Батальонъ: эмоциональный и русский

Батальонъ: эмоциональный и русский

1917 год, страна находится в состоянии войны, желания воевать у солдат нет, на линии фронта происходят братания с немцами, тем более немцы приносят шнапс и колбасу. Армия разлагается. Кто же встанет на защиту земли русской? – так завязывается сюжет фильма о первом русском женском батальоне. kinopoisk.ru

У каждой героини свои мотивы идти на войну, но в целом всё сводится к словам Бочкарёвой, что немец стоит на земле русской. Женщин обривают наголо, уравнивая всех и обрубая старые привязки на физическом уровне. Хотя от некоторых вещей не так просто избавиться. Например, от исторически сложившегося классового неравенства, которое на первых порах играет важную роль в батальоне. Со временем конфликт сходит на нет, а трудности и тяготы армейской жизни становятся глиной, которая скрепляет отношения в женском коллективе и делает их одной общностью.

На экране зрителя ждёт качественная картинка, хорошие крупные и общие планы, живописные песчаные пляжи и архитектура Петрограда, а также псковские и белорусские фронтовые пейзажи с окопами и колючей проволокой. Есть несколько неплохих баталий с необычными ракурсами от ствола и из-за плеча. Достойно сделаны взрывы. Это тот фильм, который стоит смотреть на большом экране.

kinopoisk.ru

В начале и далее встречаются сюжетные эпизоды, не получившие должного развития для правильного понимания зрителем режиссёрского посыла. Так в сцене избиения Бочкарёвой (Мария Аронова) мужем, никто из мужчин не вмешивается, даже те, кому она спасла жизнь. Подобное невмешательство объясняет режиссёр картины Дмитрий Месхиев на пресс-конференции нравами того времени – не принято было влезать в чужую семейную жизнь. И как говорит режиссёр «он [муж Бочкарёвой] и бьёт-то её с любовью». Во время избиения в кадре не чувствуется никакой любви, лишь насилие в семье, выставленное на показ. Возможно, такие сюжетные недораскрытости стоило обыграть подробнее. Второй не до конца понятный эпизод – срывание офицерами погон, после которого мужская часть армии идёт в наступление. С позиции зрителя не вполне ясно, почему в фильме о женском батальоне, мотивируют к атаке не они, а офицеры-мужчины? Хотя режиссёр утверждает обратное.

Возможно, некая женская неуклюжесть в мужском деле (а война без всякого сексизма является мужским делом) показана намеренно на тренировках батальона, чтобы показать, насколько тупиковая ситуация сложилась в армии. С другой стороны, это походит на одну из стадий становления героя, которая присутствует практически во всех фильмах в том или ином виде.

kinopoisk.ru

После «песочницы» в учебке и первого месяца в окопах без наступления с обеих сторон, война всё ещё кажется героиням чем-то далёким. В этом контексте важны сцены первого убийства и первой жертвы в батальоне. После них война приближается запредельно близко к судьбам подчинённых Бочкарёвой, а потом и непосредственно касается их в первом столкновении с немцами.

На эмоциональном уровне «Батальонъ» сделан очень качественно. На протяжении всего фильма, происходящее в кадре не раз затрагивает патриотические и человеческие струнки внутри зрителей. По количеству эмоциональных инсайтов, после которых плотина переживаний прорывается и выплёскивается наружу каплями на щеках, этот фильм явный рекордсмен. По стандартной модели, эмоциональный инсайт подготавливается на протяжении всего фильма, достигая своего пика в развязке. Здесь же, отчасти в силу менталитета и непосредственной психологической близости зрителя к показанным в киноленте событиям, эмоциональное состояние аудитории движется по синусоиде, не раз достигая вершин, после которых так и норовят хлынуть слёзы.

kinopoisk.ru

Актёрскую игру тоже сложно оценить однозначно. В некоторых моментах кажется, что Станиславский не поверил бы. Например, нарочитой надменности Марии Ароновой, которая даётся ей сложновато. Зато сцена, где она же поднимается из грязи, с запёкшейся кровью на лбу и, пошатываясь, уходит вдаль – достойна награды за лучший момент. Остальные герои выглядят неоднозначно, за каждым скрывается личная история, мотивы и своя правда.

Не смотря на устойчивое чувство присутствия в фильме руки государства, не стоит клеймить его продуктом российской пропаганды. Всё же лучшим способом погружения в историческое прошлое на данный момент является аудиовизуальный ряд, который в фильме «Батальонъ» выполнен достойно, не смотря на некоторые излишества и недочёты. Знание истории с каждым поколением падает, как говорит сам Д. Месхиев, и на фоне снижающегося к ней интереса у подростков, ключевым способом заинтересовать молодёжь в изучении истории является кинолента. Пусть и с определённой долей художественного вымысла. США, с помощью своего негласного органа пропаганды в лице Голливуда, уже давно внедряет свои ценности в сознание населения других стран. В России подобный орган только начинает наращивать своё влияние. Проблема его в том, что определённая часть населения уже понимает механизмы воздействия и усиленно ему противодействует, борясь за свою свободу интерпретации фактов и реальности.

 Текст александрстепенко

comments powered by HyperComments