Автор: Екатерина Приклонская
Повторение – мать учения?
Вас никогда не волновал вопрос, почему режиссёры если уж ставят какую-то пьесу, то ни один, и ни два, а все сразу, скопом? Вот всем вынь да положь какого-нибудь Зюскинда, Ростана или даже Шекспира. Почему же театры ставят в одно и то же время практически одни и те же пьесы? Почему каждый режиссёр, как только увидит на горизонте чужую премьеру, должен сказать такое же театральное «мяу»?
А по другую сторону сцены находится публика перед проблемой выбора. Зрители каким-то образом должны решить для себя, какой из «Гамлетов» им стоит смотреть. И их решение здесь может быть вовсе не подкреплено именитостью театра, значимостью актёров или качеством и весом материала. Театров и разнообразных арт-пространств стало такое великое множество, что здесь не уследишь ни за актёрами, ни за режиссёрами. Простой среднестатистический зритель может просто не знать, кто это и что это, он просто хочет сходить в театр. Он открывает сайт для покупки билетов, и там на него вываливается огромный поток названий, дат, мест. Человек растерян, и тут уж либо спросить совета, либо, знаете ли, начать играть – играть в русскую рулетку, жестокую и сердитую.
Меня волнует ещё один вопрос - что же движет создателями этих спектаклей? Животная страсть обезьянничать или высокая тяга к идеализации, якобы вот «я-то вижу истинный смысл этой пьесы, а ты - дурак», про себя думают они о конкурентах, затаившихся в своих творческих пространствах.
Теперь перейдём к примерам. В этом сезоне пьеса Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» идёт одновременно сразу в пяти театрах, три из которых находятся в Петербурге. В Большом драматическом за постановку взялся Николай Чхеидзе, в Малом драматическом - Юрий Кордонский (кстати сказать, получивший за спектакль премию «Золотой софит»), и также на малой сцене театра на Фонтанке, где за постановку взялся Евгений Титов – начинающий режиссер и актер Молодежки. Периферия не отстаёт от культурной столицы - Волковский театр в Ярославле под руководством режиссёра-постановщика Евгения Марчелли ставит свой вариант пьесы и тоже номинируется на «Золотую маску». Безусловно, есть этот спектакль в репертуаре и московских театров – например, в Театре музыки и драмы Стаса Намина. Трагические судьбы семи женщин, волею судьбы обреченных жить в затворничестве и носить траур, – интересная тема, не оставляющая равнодушными, хороший автор – как тут не появиться такому количеству желающих поставить спектакль?
Такая же ситуация происходит и с «Контрабасом» Патрика Зюскинда. Совсем недавно москвичи прогремели своей версией моно-пьесы в театре МХТ им. Чехова, где, кстати говоря, главную роль исполнил Константин Хабенский. Спектакль привлек к себе такое большое внимание зрителей, что на показах каждый раз был аншлаг чистой воды.
Питерские театралы решили сказать своё слово. И сказали, поставив в Театре Ненормативной Пластики свой «Контрабас», приправив это саксофоном - правда не говорящим, а играющим - и актёром из Большого Драматического. Кстати, от актёра из БДТ всё же ожидали большего – всё-таки представитель театра, который, как и дядюшка Пушкин для русской словесности, представляет для петербуржцев их «всё».
Оба спектакля, кстати сказать, не стали создаваться по прообразу истинного моноспектакля, в котором только голая сцена, стул и актёр. От моноспектаклей бегут, впрочем, почти что все. Актёры порою даже боятся брать на себя такую ответственность, ведь существовать в своей роли два часа наедине со зрителем – это задача не из лёгких.
В МХТовском варианте происходит нагромождение декораций – матрацы, изображающие звуконепроницаемые плиты, а также всяческие эффекты, расширяющие пространство и создающие эффект присутствия другие персонажей. В «Контрабасе» ТНП есть обилие музыки – здесь введен дополнительный полуперсонаж, который озвучивает происходящее, а также слышны звуки ливня, хохота, музыка на записи – спектакль переполнен музыкой, недаром в название всё же вынесен именно музыкальный инструмент. Это не плохо, просто это сделано иначе, разнообразие – это прекрасно, оно привлекает зрителей и критиков, которым есть о чём посудачить.
«Сирано де Бержерак» - история поэта и дуэлянта, рассказанная в пьесе Эдмона Ростана, заслужила огромный интерес у режиссёров и получила немалый успех у зрителей. Одни за другими постановщики брали и переделывали под себя строки французского драматурга, запечатлевшего прекрасные времена рыцарства и поклонения даме. Энное количество лет назад Театр им. Моссовета создал спектакль, в котором Сирано играет Александр Домогаров, а Роксану - Ольга Кабо. Примерно десять лет назад впервые поставили «Сирано», где главные роли исполнили Сергей Безруков и Елизавета Боярская, и этот спектакль шёл с аншлагами в петербургском ДК Выборгский и гастролировал аж по всей стране. После этих двух крупных постановок с именитыми актёрами были и другие. И не мало. Сейчас пьесу ставят в московском театре имени Вахтангова – неоднозначно оценённый зрителями спектакль поставлен режиссёром Владимиром Мирзоевым.
Петербургские театры не желают отставать от столичных, и так в Балтийском доме появляется спектакль «Сирано де Бержерак». Кстати, стоит обратить внимание, что это единственная постановка, предназначенная и для юной публики тоже. Не отстаёт от театра-фестиваля и театр «Комедианты», который обозначил свой спектакль как «героическая комедия». И с их утверждением не поспоришь. Их герой - одарённый и храбрый дуэлянт с романтической и трагично-комической судьбой. Здесь рейтинг повышается – на афише 16+.
Завершить свой монолог хочется словами о вечно живом Шекспире. В этом году весь мир отмечает 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира, поэтому вполне предсказуемо, что всё режиссеры возьмутся по случаю такой крупной даты поставить что-то из репертуара великого английского драматурга.
Ну и в первую очередь, пожалуй, каждый режиссёр подумал о «Гамлете». Кто-то подумал, а кто-то уже успел и спектакль поставить. «Быть» сказал Московский театр на Юго-Западе, внеся в афишу на май не только «Гамлета», но и «Укрощение строптивой», и «Сон в летнюю ночь», и вечно юных «Ромео и Джульетту».
Ещё один московский театр – Театр Наций - не забыл о великом Шекспире. Одна из ярчайших постановок этой весны – «Гамлет.Коллаж». Это совместный проект России и Канады. Стоит отметить, что режиссёр спектакля Робер Лепаж, принял приглашение нашей стороны только после личного общение с Евгением Мироновым – актёром, который исполнит сразу все, обратите внимание, все роли в спектакле!
И наша питерская постановка «Гамлета» - это спектакль «Однажды в Эльсиноре», сооружённый театром «Мастерская» под предводительством Романа Габриа. Действие знаменитой трагедии перенесено в середину XX века: герои поют, танцуют рок-н-ролл, а Шекспир и Пастернак ведут задушевные беседы о самом произведении. Является ли свободное прочтение классической драматургии и передел её «под себя» проблемой - ещё стоит подумать, но это уже тема для совсем другой и очень длинной беседы.
Велико всё-таки здесь желание поспевать за другими. За теми, кто уже успел сказать своё «мяу». И не меньше здесь проявляется стремление непременно догнать, а лучше перегнать и крикнуть своё «мяу» громче и доходчивее. Ведь каждый мнит себя поэтом и каждый хочет прыгнуть выше головы, да не своей, а режиссёра театра-конкурента. Из этого и следует, что одну ту же пьесу могут взять сразу несколько театров для постановки.
Хозяин-барин - право автора делать авторские спектакли всегда было и будет. Почитатели таланта всегда найдутся, критики того и ждут, чтобы им было о чём писать и говорить, а зрителям только и подавай, что поновее да посвежее. А как угадать их пожелания, подстроиться под зрителя, понравиться ему – тут каждый режиссёр решит для себя сам.
Подытожить хочется своим авторским коротким женским «мяу». Прекрасно, что мы живём в век разнообразия и, не побоюсь этого слова, свободы выбора. Прошли те времена, когда премьера в городе была всего одна единственная и все так трепетно её ждали. Настали другие времена. И это прекрасно, что теперь стоить попыхтеть, выбирая из горы ширпотреба нечто стоящее – действо, очень напоминающее последний день распродажи со скидками до 70 %. Путь к истинному искусству тернист и труден, так уж повелось. Поэтому не поленитесь поискать, послушать, почитать, побыть ОКОЛО и найти для себя именно то самое, что вы так давно хотели посмотреть.