Вы здесь
Главная > Театр > Закрывая глаза на очевидное, мы открываем двери несчастью

Закрывая глаза на очевидное, мы открываем двери несчастью

Под палящим солнцем Андалусии в доме с высокими стенами живут семь несчастных женщин… Об их жизненной драме рассказывает пьеса «Дом Бернарды Альбы» — одна из самых известных пьес испанского драматурга Федерико Гарсии Лорки, спектакль по которой в режиссуре Евгения Титова представил Молодежный театр на Фонтанке.

дом4

Судьба Бернарды Альбы и ее дочерей не выдумана, а записана Лоркой со скрупулезной точностью. Он рассказывает о событиях, свидетелем которых стал, будучи маленьким мальчиком: после похорон отца пять засидевшихся в девках дочерей оказываются под гнётом матери-тирана. Не от злости, а из лучших чувств она запирает дочерей в доме, дабы спасти от посягательств безродных батраков. Утешая себя тем, что от мужчин одни беды, они безропотно повинуются матери, обрекая себя и свои надежды на захоронение заживо.

Раскалённые стены будто пышут жаром, изнемогают от него и все жительницы дома. Каждая из них хранит в себе тайну, бушующие чувства и жажду свободы. Нельзя закрывать глаза на очевидные вещи – чтобы быть счастливой, женщина должна любить, честно, открыто и всепоглощающе. Сдерживаемая страсть бурлит в каждой, не исключая и хладнокровную главу семейства, и дряхлую старуху – мать Бернарды  (з.а. Наталия ДМИТРИЕВА), которая непременно хочет выйти замуж в свои 80 и нарожать детей. Тиски обстоятельств, приличия и страх сплетен сковывают каждую из женщин, которые постоянно находится под присмотром общественного ока.

дом

Отлично прописанные персонажи тащат каждая свой крест. Под видом покорности и напыщенного веселья прячутся страшные чувства: сёстры завидуют, предают и ненавидят друг друга, они, как загнанные животные, бьются из стороны в сторону. Их движения по сцене цикличны, они как маятники бродят по душным комнатам и не могут найти покоя в звонкой тишине. Последней радостью становится глядеть из окна, как мужчины жнут сено, или подслушивать, как ночью кто-то принимает под окном возлюбленного.

дом5Мать семейства Бернарда (з.а. Екатерина УНТИЛОВА) тешит себя самообманом, уверяя, что всё в её доме идёт своим чередом. Грубоватым и ехидным младшим сёстрам только дай причину, чтобы поиздеваться над ссохшейся Ангустиас (Надежда РЯЗАНЦЕВА), которую позвали замуж — единственную из всех дочерей. Магдалена (Светлана СТРОГОВА) отрицает любую возможность любви, Амелия (Людмила ПАСТЕРНАК) и вовсе не желает взрослеть и всё ещё носит детские платья да играет со своими куклами. Только лишь две сестры ещё ждут и надеются – горбатая Мартирио (Анна ГЕЛЛЕР) и юная светлоокая Адела (Анастасия ТЮНИНА). Смогут ли женщины избежать разлада в семье, стараясь из последних сил поймать птицу счастья за хвост? Анна Геллер великолепно исполнила трагический образ некрасивой сестры, она умело пряталась под маской хохотушки и страдала от невозможности быть счастливой. Её роль наиболее характерная из всех сестёр, даже печальная история любви красивой и юной Аделы  не тронула сердца зрителей так, как тихая боль и смирение несчастной Мартирио.

дом3

Как и следовало ожидать, в семье слепцов всегда будет один зрячий. Здесь таким зрячим стала мудрая служанка Понсия (з.а. России Татьяна ГРИГОРЬЕВА). Её зоркий глаз все видит и всему сопереживает, но не в её власти донести весть о назревающей беде до хозяйки дома. Характерная роль Татьяны Григорьевой была встречена публикой на ура – женщина с опытом, которая любит потрепать языком, дать совет или рассказать пикантную историю, хранительница очага и последний спасательный круг для тонущего семейства.

дом6Слаженная работа актёров заслуживает уважения. Умение обыгрывать любые мелочи – задуманные и даже случайные — говорит о поддержке, гармонии и сработанности актёров, чего так не хватает их персонажам.

Гнетущая, давящая атмосфера спектакля подобна духоте перед грозой – тучи вот-вот должны разразиться ливнем чувств. Уныние сменяется бурей эмоций, характеры героев мгновенно меняются, но обретёт ли хоть кто-нибудь из обитателей этого дома заветное счастье?..

 Текст: Екатерина Приклонская

Фото: Юлия Кудряшова

 

 

 

 

comments powered by HyperComments