Вы здесь
Главная > Театр > Однажды в Эльсиноре плясали рок-н-ролл

Однажды в Эльсиноре плясали рок-н-ролл

Этой весной на весь петербургский театральный мир прогремел спектакль «Однажды в Эльсиноре», поставленный на сцене театра Мастерская. К  творчеству Уильяма Шекспира в честь его юбилея сейчас обращено повышенное внимание, но именно эту постановку зрители ожидали с наибольшим нетерпением и любопытством. И было отчего – ведь время действия знаменитого «Гамлета» режиссерскою волей перенесено в середину ХХ столетия.

ше4

Без сомнения, с сюжетом шекспировской пьесы знаком каждый зритель: принц Гамлет, вернувшись в Эльсинор на похороны отца, в пророческом сне узнает об истинной причине его гибели и задумывает месть, тем самым запустив целую вереницу трагических событий.  Публика прекрасно знает, что будет дальше, но даже предположить не может, КАК это будет, потому что у режиссера-экспериментатора Романа Габриа все совершенно неожиданно, и даже Уильям Шекспир с Борисом Пастернаком становятся у него полноценными участниками пьесы.

Спектакль начинается именно с них: два великих поэта – автор пьесы и ее переводчик – обсуждают, собственно, само произведение. Пастернак (Сергей Алимпиев) внимательно слушает и записывает, восседая под портретом товарища Сталина, а щеголеватый Шекспир (Сергей Агафонов), подклеивая усы, с чувством рассуждает об актерской игре, а затем представляет главных героев.

ше

Они – богатое европейское семейство, обожающее рок-н-ролл, праздники и интриги. Они яркие и надрывные в своих эмоциях, безудержные и беспощадные в своих словах и поступках. Совсем не такие, какими создал их Шекспир – но такие, какими могли бы быть, живи Шекспир в двадцатом веке. Королевская семья и приближенные — в особенности благодаря сильному и харизматичному королю Клавдию (Сергей Интяков) — в версии Романа Габриа больше напоминают клан мафиози. Бессмертные речи в их исполнении звучат совершенно по-новому, расцветают в атмосфере двадцатого века новыми чувствами и новым смыслом. И выходит уже не просто драма о семье и долге, а настоящая детективная история, разворачивающая под песни Элвиса, Макларена и других.

Кстати, о музыке. Музыкальный ряд в этом спектакле подобран со стопроцентным попаданием. Это и заводные рок-н-роллные мотивы, и любовные серенады, и звуки флейты Гамлета, и завораживающее гитарное соло Евгения Перевалова, звучащее в наиболее напряженных и важных сценах. Одной из таких сцен стал потрясающий по своей силе монолог Офелии. Марина Даминева – удивительная актриса, сумевшая каким-то образом соединить в своей героине истинно шекспировскую Офелию и Офелию новую, дерзкую, современную, пылкую. В ее безумство искренне веришь, ее горю искренне сочувствуешь и о ее смерти искренне скорбишь. Но скорбь эта не тяжелая и не давящая, отчасти благодаря тому, что постановка щедро сдобрена отменным юмором.

ше2

Юмор здесь не столько в словах, сколько в мимике артистов, в их энергетике, в самой лихой атмосфере спектакля.  За лихость эту отвечает сам Уильям Шекспир, просто покоряющий публику своими фразами, жестами – да что там, одним своим появлением на сцене! Каждый эпизод с его участием – это маленький шедевр трагикомического искусства, заставляющий зрителей смеяться до слез. Особенно впечатляет монолог Луциана в его исполнении, придуманный Гамлетом для театрального представления.

ше3

Но все же ни блистательный Шекспир, ни не менее блистательные Розенкранц, Гильденстерн и королева Гертруда (Владимир Кочуров, Николай Куглянт и Юлия Нижельская) не дают забыть, что «Однажды в Эльсиноре» — это драма. И за судьбой Гамлета (Евгений Шумейко) зрители следят с тяжелым сердцем. Да и как не болеть душой за этого потерянного, но мятежного в своих порывах принца с грустными глазами и горячим сердцем? Гамлет – центр всего этого мира, он как магнит для всех персонажей, что особенно ярко видно в финальной сцене: принц отчаянно борется с собственной уже прописанной, предначертанной ему судьбой, а его близкие – и живые, и мертвые – с грустной надеждой следят за ним и за его концом. Или за продолжением?..

ше5

«Однажды в Эльсиноре» — без сомнения, гениальный спектакль, который нужно смотреть еще и еще, каждый раз все больше проникаясь его удивительной атмосферой, восхищаясь режиссерскими задумками и актерской игрой. Он будет интересен любому зрителю, каждый найдет в нем что-то  свое. И это достойно самого горячего признания.

Текст: Татьяна Кулешова

Фото: Дарья Пичугина

Добавить комментарий