Интервью с режиссёром Мартином Хёгдалём

мартин хёгдаль-6 Наговорившись вдоволь с Акселем Петерсеном Саша Никитина, корреспондент Около, переместилась поближе к другому скандинаву - Мартину Хегдалю. Мартин оказался приятным парнем, похожим на рокера с длинными волосами, который с удовольствием поговорил с нами о своём фильме, рок-музыке и взрослении. - Я ещё не видела «Ледяной дракон», о чём он? - Это приключения. В духе Астрид Линдгрен. Он основан на книге под названием «Ледяной дракон» (Isdraken). История об одиннадцатилетнем мальчике, который живёт с папой в пригороде Стокгольма. Его папа – хэви-метал барабанщик и алкоголик. Однажды социальные работники стучатся к ним в дверь и говорят: «Ты не можешь здесь больше жить, твой папа должен лечиться!». И мальчику приходится уехать к своей тёте далеко-далеко на север Швеции, в такую сказочную местность. И там он находит свою первую любовь -  девочку, которая хочет быть ниндзя и любит мангу. И он тогда думает: «может я нашел свой дом?». И затем социальные работники приходят снова и говорят: «Мы нашли тебе новый дом, ты не можешь здесь оставаться больше!». И он опять вынужден уезжать  в семью, которая выращивает собак. Он сбегает от них и возвращается к своим друзьям обратно. мартин хёгдаль-10 - Что из этого ты добавил к изначальному сюжету в книге? - Я добавил всё, что касается музыки, хэви-метала. Сделал его отца барабанщиком, добавил хип-хопа - всё то, что нравится лично мне. В книге его отец был просто водителем грузовика. Я хотел придать ему индивидуальности, найти что-то, что бы объединяло мальчика с отцом. мартин хёгдаль-7- Ты сам играешь на музыкальных инструментах? - Нет, нет. Я пытался научиться игре на гитаре, но это было так скучно, нужно было делать много записей, учить все эти ноты и всё такое. Было бы классно играть на каком-нибудь инструменте, это было бы весело. Хорошо быть рок-звездой, но лучше снимать кино. - Ты уже выглядишь, как рок-звезда. - Да? Возможно, я выбрал не ту профессию (смеёмся). Рок-звездой быть круто, играть для тысяч людей, получать от них прямую отдачу. Быть в зале во время показа - не то же самое, что выступать на сцене. Ну, это всего лишь мечта. Быть рок-звездой. - Твой фильм требует куда больших спецэффектов, чем, к примеру, фильм Акселя, их делали шведские компании? - Да, всё делала одна компания. Они проделали огромную работу, огромную, я должен сказать. Там много анимированных моментов, кит великолепный, его делали ребята из моего родного города Гётеборга - компания Filmgate. Одна из наград, полученных нами, была и за «лучшие спецэффекты». мартин хёгдаль-2 - На каких фестивалях ты был вместе со своим фильмом? - Я был в Америке, Канаде. Это приятно, за это платят. Оплачивают билеты, дают мне денег, чтобы я приехал. Интересно встречать новых людей, знакомиться с разными культурами. - Сам твой фильм приносит деньги? - Нет, никаких денег (снова смеёмся). - Возможно ли вообще заработать кинематографом? - Нет. Это очень сложно. Швеция - маленькая страна, язык нераспространённый. Может быть, если ты делаешь большой проект, получающий широкий резонанс, как «Миллениум», ты можешь что-то заработать, но в любом случае это сложно. Люди больше не ходят в кино… «Ледяной дракон» идёт в кинотеатрах десяти стран, но я никаких денег не видел. - Но твой фильм нельзя назвать тяжелым, он вполне мог бы быть хорошо принят. - Да, у него есть обнадёживающее влияние. Это важно, особенно для такого типа фильмов – давать надежду. - Как считаешь, основное в создании кино – давать надежду людям? - Это зависит от выбранного жанра. Ты должен быть честным с людьми. Персонажей нужно делать правдоподобными по возможности, чтобы можно было увидеть за ними реальных людей с мыслями и чувствами в комплексе. мартин хёгдаль-5 - Было ли сложно работать с такими юными актёрами? - Это испытание, потому что у тебя меньше съёмочных дней, на этот счёт есть строгие правила - сколько часов в день могут работать дети. И конечно, они юные, непрофессиональные актёры, это тоже доставляет определённые трудности. Но это также очень весело. Съёмки всегда изматывают, это дорогой проект, где задействовано много народа, мне нужно было встречать разных людей, много общаться – это также и дало мне многое для создания фильма. - Это твой первый полнометражный фильм, если не ошибаюсь. - Да. Я делал короткие видео, некоторые вещи для телевидения. Я выбрал такую тему с детьми для первого фильма – не уверен, что повторил бы это. Север Швеции, зима, кошки, собаки, спецэффекты, казалось, что это никогда не закончится. Я бы не рекомендовал кому-нибудь для первого фильма выбирать нечто подобное (смеёмся). мартин хёгдаль-8 - То есть ты больше не будешь работать с детьми? - Я бы хотел снимать молодых людей, но не настолько молодых. Мне нравится эта история, потому что она о поиске дома, мне она понравилась возможностью сделать такую современную сказку Астрид Линдгрен, я её большой фанат. У неё есть дар рассказывать истории детям, взрослым с экзистенциальными вещами в них. У неё есть книга «Братья Львиное сердце», она написала её, когда была в детской больнице с умирающими детьми. Эта книга про смерть. Когда ты умираешь, то попадаешь в другой мир, он называется Нангияла, полный приключений, и если ты и там умираешь – отправляешься в другое место. Таким образом, она давала детям спокойствие, говоря, что они не должны бояться смерти. Это очень человечная и впечатляющая история. Я захотел сделать подобную современную сказу, со всеми мультипликационными моментами, стилем, музыкой, вроде того. мартин хёгдаль - Ты выбрал именно книгу «Ледяной дракон» для экранизации просто потому, что она тебе понравилась? - Да, у неё хорошая базовая история. Конечно, мы долго обрабатывали материал, адаптировали книгу в сценарий, это заняло четыре года. - У тебя самого есть дети? - Нет. Но я был ребёнком, я и сейчас не повзрослел. С возрастом порой теряются те качества, которыми обладают дети: воображение, умение видеть чудеса, энергия, любопытство. Мне нравятся эти эмоции, нравится всё время замечать что-то новое. мартин хёгдаль-3 Но с возрастом всё больше вещей перестают быть фактически новыми. - Да, хоть и некоторые люди сохраняют это умение удивляться жизни. Взросление, конечно, подразумевает принятие ответственности, но можно оставаться любознательным, с открытым сознанием. Люди должны быть добрыми друг к другу, открытыми для жизни. Главное в жизни – любовь и доброта. - То есть ты считаешь, что дети добрые? - О, мы о чём сейчас говорим? Дети учатся жизни, а жизнь иногда может быть жесткой. "Будущее шведского детского кинематографа" стеснительно мяло футболку и в то же время дерзко закидывало ногу на ногу. Мартин Хёгдаль – совсем не такой простак, каким может показаться на первый взгляд. В его словах есть смысл, в его взгляде есть и детская восхищённость окружением, и печаль взрослого – ведь фильмы делать, ой как непросто. В общении Мартин человек приятный, и хоть впоследствии фильм его вызвал весьма смешанные чувства – осталось желание встретиться с Мартином на другом фестивале, в другом городе, в который он приедет со своим другим фильмом.

 Текст и перевод: Саша Никитина Фото: Александр Карпов

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения