Вы здесь
Главная > другие новости > Бавария: фонтаны пива и крови

Бавария: фонтаны пива и крови

Взгляд.

Анастасия Житинская о программе «Кино Баварии: смотрим и обсуждаем» в рамках «Недели Германии в Петербурге».

pG0t9I

Существует байка о том, как Василий Макарович Шукшин в Швейцарию ездил. Он в составе делегации крупнейших советских кинематографистов, швейцарский министр культуры принимает их у себя. И там в ответ на сокрушения последнего о бедственном положении советского киноискусства, похмельный Шукшин тяжело спрашивает: «Что наше кино? Ваше-то кино где?»

С тех пор прошло более сорока лет. И если тогда весь комизм ситуации заключался в том, что не гоже у хозяина справляться о дырках в его швейцарском сыре (а так-то все с Шукшиным были, скорее всего, солидарны), то сейчас подобный вопрос будет стыдно задать даже другу-киноману. Общеизвестно, что кино есть всякое, а следующие один за другим фестивали и ретроспективы заставляют думать, что к тому же оно везде уникально и своеобразно. Проходивший в кинотеатре «Аврора» фестиваль баварских фильмов наглядно показал, какие пути избирают кинематографисты малых стран (а в случае с Баварией – не стран, а земель), чтобы иметь своё лицо на мировой киноарене.

Фильмы «Пикко» и «Дневники из Пола», представленные на фестивале Баварского кино, только подтвердили догадки о несколько нездоровом интересе немцев к фонтанам пива и крови. Картина «Пикко» — дебютная работа баварского режиссёра Филиппа Коха, но, тем не менее, она уже была представлена в Каннах в программе «Двухнедельник режиссёров». Эту немецкую вариацию на тему фильма Жака Одиара «Пророк» (Гран-при Канн-2009) там восприняли спокойно, интеллигентно зевая. Да, some like it hot. Very hot. Фильм «Пикко» — это педантично отснятый каталог всех, действительно всех насилий, которые только могут совершать люди друг над другом. Герои «Пикко» – несовершеннолетние парни, угодившие за решётку, и страдающие там не по свободе, не по родным и близким, а от банальной скуки. Унизить сокамерника – вот все развлечения. Как следствие, зритель получает сначала последовательный показ мелких насилий, а после – одну из самых долгих сцен пытки одного человека в истории немецкого кинематографа. Если не считать всю картину «Забавные игры» австрийского мастера Михаэля Ханеке за один очень протяжённый эпизод унижения, безвыходности и человеческого зла, то фильм «Пикко» станет абсолютным лидером в репрезентации ада на земле. Около часа страданий одного героя и едких ухмылок трёх других. В итоге – пляска первого в петле над туалетом. Всё показано, ничего не скрыто.

Проблема, на которую, по признанию самого режиссера, он раскрывает всем глаза, расписана яркими красками. Но никакого выхода, никакой большей мысли и рефлексии автора. Столь долгое насилие на экране рождает только ярость, хочется выбежать из зала и крушить витрины.

Вторая картина «Дневники из Полла» снята баварским режиссёром Крисом Краусом, уже известным российскому зрителю по фильму «Четыре минуты» про занятия музыкальным искусством в женской… тюрьме, конечно. Будь он не 2006-го года выпуска, а 2010-го, хорошо бы смонтировался с «Пикко». Получился бы фестиваль Тюремного Баварского кино. Но если фильм Филиппа Коха, представленный в первый день, способен привлечь тем, что отдалённо напоминает хорошие, котирующиеся на крупных фестивалях фильмы (тот же «Пророк», хотя бы), то картина «Дневники из Полла» идёт по другой ковровой дорожке. Новая работа Криса Крауса сугубо национальна, будто с ярлыком «Made in Bavaria». Это, как предупреждают титры, реальная история о баварской поэтессе Оде Сёринг, о её влюблённости в эстонского анархиста в канун Первой мировой войны. Опора на историю страны, на невыдуманную личность, весёлая баварская музыка на финальных титрах – не самые оригинальные штришки, но именно они прокладывают дорогу на фестивали. Ведь всегда должна быть в запасе такая картина, которую важный немецкий человек мог представить со сцены словами: «Мы ей очень гордимся. Здесь всё о нас». В остальном – это крёпко сделанная мелодрама, по всем канонам и со всеми трюками голливудского фильма. Запретная любовь, разница в возрасте, менталитетах, социальном положении между Им и Ей, война, взрывы и… отец, фанатичный патологоанатом. Красивая картинка фильма часто перерезается ножом вместе с телами эстонских анархистов, течёт кровь, фокус наводится на баночки с заспиртованными сиамскими близнецами, какие с лихвой представлены в Петровской Кунсткамере. Девушки в зале закрывают глаза ладошками. Насилие и расчленёнка роднит фильмы «Пикко» и «Дневники из Полла». А вспомнив время проведения фестиваля баварского кино, одна зрительница остроумно заметила, что такое кино как раз подходит для страстной недели. Да, страстей хоть ложкой ешь. Кажется, будто ради кровавого экшена всё и создавалось. А национальный колорит… всё выдумки. Продюсер фильма «Дневники из Полла», якобы основанном на реальных событиях, призналась, что режиссёр самые важные элементы фильма просто сфальсифицировал.

Фестиваль баварского кино уже проводился в Санкт-Петербурге, в октябре 2003-го года. Тогда он получил множество отрицательных отзывов критики. Нет, не фестиваль получил, а фильмы, которые только обнажали бессилие и отсутствие фантазии их авторов. Сейчас ситуация не изменилась, новых идей или серьёзных высказываний петербургская публика не дождалась. Но не всё так плохо: операторская работа, выразительные актёры, изобретательные декорации – это уже радует глаз. Во многих странах, в том числе и нашей, совпадений по всем элементам сложно найти. И зрители фестиваля, придя домой и переключая каналы глупого телевидения, наверное, даже с нежностью вспоминали профессионализм немецких режиссёров.

ОКОЛОтематические статьи, рекомендуемые к прочтению:

Екатерина Сербенко, Эндже Маннапова, Екатерина Митяйкина «Кино Баварии в Петербурге»

comments powered by HyperComments