Как современные фотографы исследуют границы и отношения между миром людей и миром деревьев.
Почему-то так получилось, что люди издревле интересуются деревьями. Почти в каждой религии, имеющей свою письменную традицию, упоминалось какое-нибудь священное дерево: Иггдрасиль, Древо жизни, Великий дуб, Священные рощи. Деревья воспевались поэтами всех эпох и осмыслялись современными философами, например, Владимиром Бибихиным в «Лесе» и адептами объектно-ориентированной онтологии в их постметафизических построениях. Многие практики современного искусства черпают вдохновение через взаимодействие с деревьями: драматург Полина Коротыч признается, что пишет пьесы, серьезно вглядываясь в березы, а анонимные Санкт-Петербургские перформеры танцуют для саженцев деревьев, которые коммунальщики посадили на пустыре за Охтинским мостом. Отдельная важная тема – это взаимодействие людей и деревьев, их отношения, попытки выстраивания или создания каких-то новых персональных типов коммуникации. Наиболее разнообразно эта тема разрабатывается и рефлексируется в современном неоимпрессионизме, особенно, в фотографии и цифровом искусстве. Мы отобрали для вас три наиболее любопытные работы современных визуальных художников, раскрывающих разные грани соприкосновения растительного мира и мира Homo Sapiens.
Диана Козлова, художница и фотограф из Литвы, тщательно исследует динамические и пространственные аспекты взаимодействия деревьев и людей. Ее туманные лесные пейзажи направлены на поиск общего и несходного, иного и пропорционального, то есть различимых взглядом бинарных оппозиций, высвечивание которых парадоксальным образом только делает объект исследования более запутанным и неразборчивым. Выходящие из тумана люди и деревья на ее фотографиях очень похожи, их связывает мотив медитативного возникновения, размытия контуров, некоторого композиционного параллелизма. Этот параллелизм мастерски работает со зрительским чувствованием и интерпретацией перспективы, заставляющими нанизывать группы людей или отдельно стоящие деревья на разные глубинные слои, будто ноты на различные линии нотного стана. Столь сомкнутые реальности, гомогенные в своем растворении в тумане, фотограф будто бы превращает в театральную мизансцену, что выражается в некоторой необязательной суете людей, их неуместного абсурдного туманного пикника и нарочитого подбора максимально наклоненных относительно вертикали деревьев.
Цифровой художник Юрий Курганский исследует то, как дерево и человек могут подменять друг друга, и за счет выявления каких признаков, артефактов и атрибутов мы можем развести эти два, соприкасающихся на самом деле только в нашем перцептивном поле, мира. Для этого художник конструирует головокружительную композицию, где с помощью остроумной сюрреалистической подмены сталкивает несколько, казалось бы, максимально отстоящих друг от друга из-за объективных обстоятельств сеттингов: дикой природы, городского парка, автобусной остановки, дендрария, зимнего крытого сада. Растительный мир в работах Курганского более легитимен, чем человеческий, который представлен только лишь робкими следами антропогенного вмешательства: оставленные сапоги, не включенное освещение, следы селекции и садоводства. Такая расстановка акцентов позволяет художнику поместить в эту захватывающую работу не только холодный расчет художника-конструктора, но и живой сентиментальный вайб, приоткрывающий глубоко разработанный уникальный эстетический и этический посыл автора – гуманиста.
Резидент Великобритании, Анастасия Рак, в своей серии фотографий, снятых на покрытых исключительно невысокой травой островах Шетландского архипелага, задается острым и будоражащим сознание вопросом, насколько современный человек приспособлен/готов исполнять роль дерева для земли, лишенной даже низкорослых кустарников? Запечатленные фигуры на фоне большой воды и лысых кусков островной земли действительно чем-то напоминают одинокие деревья, совсем недавно сбросившие последнюю листву. Фотограф превращает своих моделей и свою локацию с одной стороны в ребус, а с другой, в ловкое и игривое пространство допущений. Например, попробуйте придумать ответ на вопрос, заложенный в самый первый слой взаимодействия зрителя и фотографии: что могут перенять деревья у людей, принятых за деревья в месте, где нет деревьев?
Текст: Сергей Попов