Сквозь тернии к свету

Три вечера – с 19 по 21 декабря – в преддверии самой длинной ночи в Доме Радио на Невском, 62 исполняли «Песни на стихи святых».

Вторая половина декабря – время традиционно непростое, требующее действий «на преодоление», особенно в наших широтах. 19 декабря оказалось днем рекордного перепада температур – с минус 19 до плюс 1. Кажется, что путь «Песен на стихи святых» к премьере был соразмерно нелегок: впервые проект упоминался еще в мартовском пресс-релизе к «Транзиту» (тогда выпуск планировался летом), а итоговая программа вечера была объявлена лишь за несколько часов до начала. Тем не менее, результат стал наградой для взыскательных зрителей (благодарные отзывы можно прочесть в соц.сетях) и, хочется надеяться, для создателей.

Режиссером вечера выступила Нина Воробьева, запомнившаяся мне удачной «Волшебной флейтой» на Дягилевском фестивале 2024. Грамотного постановщика видно сразу: буквально несколько штрихов, не противоречащих сути события, четкая форма без излишеств. Пространство, успевшее стать привычным за месяц активной работы Дома Радио по новому адресу, преобразилось: зрителей и сцену поменяли местами, мы впервые прошли в самую глубь зала. Формообразующую роль традиционно играл свет, выстроенный Анатолием Ляпиным. Крайне деликатно действовала хореограф проекта Валентина Луценко – в движении артистов хора практически невозможно было усмотреть постановочность или нарочитую мистериальность (как, например, в концерте «Esperia», где подчеркивалась инаковость). Здесь же исполнители выглядели и двигались будто бы «посюсторонне», но транслировали довольно сложный концепт метафизического храма, созидаемого телами всех вовлеченных. Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Евгений Воробьев, также герой летней «Волшебной флейты», давно, регулярно и все более органично сотрудничающий с musicAeterna.

Программу открыло сочинение для хора Егора Ананко на текст Симеона Нового Богослова «Святого отца нашего Симеона мистическая молитва, в которой он призывает Святого Духа, созерцая Его». То, что хор musicAeterna – лучший в России, а может, и за ее пределами – не новость, но мастерство композитора в том, чтобы проявить эту очевидность с первого звука. Музыка буквально воплотила столп света нарастающей интенсивности, вне границы между дольним и горним мирами. Следом – «Молитва ко Христу» Виктории Харкевич на текст святого Григория Богослова, которая будто расщепила свет на спектр, заполнивший всё и всех. Если первые две «песни» отвечали за вселенскость, то третья – «Первое письмо святителя Павла к Коринфянами» Андреаса Мустукиса – обозначила соборность. Ее центральная идея – любовь, направленная вовне, и здесь из массива света выкристаллизовалась субъектность, в хоре появились солистки – сопрано Екатерина Имсоква и Ирина Терентьева. Достаточно резким (за счет фруст, систров и других ударных) был переход к сочинению Кирилла Архипова – «О божественных тайнах и о духовной жизни» на текст Исаака Сирина. Композитор отталкивался от образа ныряльщика за жемчугом (и недостижимой идиллией) и погружал нас в толщу воды с характерными аффектами и искажениями, где хаотичность и структурность чередовались в заданных границах. На сцене артисты хора возвели вполне материальное сооружение – арку из конструктора, отсылающего к античной архитектуре (художники – Роман Тугай и Александра Понкратова).

В финале прозвучало сочинение Александра Кнайфеля «Царю небесный, молитва Святому Духу» 1994 г. После музыки композиторов-резидентов Дома Радио, написанной специально к проекту, оно воспринималось каноном, непререкаемым абсолютом, не подводящим черту, а замыкающим круг. Думаю, многим в зале хотелось войти в него вновь, вернувшись на второй или третий день премьеры. Следующие показы обещают в новом году, как и продолжение цикла «Ночные бдения», в котором запланирован целый ряд любопытнейших хоровых концертов.

Ближайший - Fighting the World - 29 и 30 января, билеты уже в продаже.

Текст: Елизавета Ординарцева
Фото: Саша Перова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения