Петр III в полный рост

11 сентября во дворце Петра III в Ораниенбауме состоялась торжественная церемония передачи в дар скульптуры «Петр III» от «Кильского царского общества». Автор памятника — заслуженный художник Российской Федерации, скульптор-монументалист Александр Таратынов. На сегодняшний день в России не известны другие скульптурные портреты императора Петра III, выполненные в полный рост.

Приветствуя гостей, Елена Бортникова, заместитель генерального директора по учету и хранению, отметила: «Этот дар имеет огромное значение для “Петергофа” и его коллекции. Памятник, который мы представляем вам – это первый в России памятник российскому императору Петру III. Ораниенбаум – это место, которое благословлено его исторической личностью, место, которое процветало в период, когда он проживал здесь в период с 1742 года до 1762 год. И мы хотим, чтобы это место было связано с Петром Федоровичем не только в историческом контексте, но чтобы и визуально мы отождествляли этот прекрасный парк с образом Петра III».

Йорг Штанге, председатель «Кильского царского общества», сказал: «Для нас особая честь вместе со скульптором Александром Таратыновым передать бронзовый памятник царя Петра III музею-заповеднику «Петергоф». Он занимает здесь свое место уже с 2018 года и за это время привлек много внимания. Мы приобрели очень много единомышленников и друзей. Надеемся, наши культурные связи будут продолжаться и дальше». 

«Я рад, что есть такие люди как Йорг Штанге – энтузиасты, любящие историю и культуру своей страны, имеющие хорошие идеи и умеющие их воплощать в жизнь. Конечно, воплощение зависит и от партнеров, и в данной ситуации они достойные. Сегодня мы видим результат нашего сотрудничества», – дополнил Александр Таратынов, скульптор, заслуженный художник РФ.

В 2018 году на территории открытого после реставрации музея «Дворец Петра III» в парке Ораниенбаум была установлена бронзовая скульптура императора. В рамках выставки одного предмета «Петр III. Наследник двух империй» монумент находился напротив дворца как напоминание о личности одного из владельцев резиденции.

Для «Кильского царского общества» в лице Йорга Штанге и Вольфганга Тернера было важно увековечить память герцога Гольштейн-Готторпского, вошедшего в мировую историю под именем российского императора Петра III. Так, по инициативе общества Александр Таратынов создал первый в мире бронзовый памятник Петру III, который был установлен в Дворцовом парке немецкого города Киля в 2014 году. Монарх изображен рядом с пустым российским троном, который не сумел удержать, смотрит в сторону Санкт-Петербурга. В его руке свиток с надписью «Миръ — FRIEDEN» на русском и немецком языках, который символизирует подписание мира с Пруссией и окончание Семилетней войны.

В том же 2014 году в бронзе была отлита еще одна скульптура императора, ныне расположенная в парке Ораниенбаум. Скульптура императора отличается тонкой детализированной проработкой: мундир лейб-гвардии Преображенского полка с орденом Св. апостола Андрея Первозванного, скипетр и держава в широко распахнутых руках. В этом образе Александр Таратынов стремился показать «мудрость, гуманность, величественность, свойственные всем российским императорам». 

О Дворце Петра III 

Крепостной дворец Петра Федоровича является уникальным памятником архитектуры XVIII века и создан в соответствии с его вкусами и потребностями. Поражает разнообразием и уникальностью художественной отделки интерьеров.

Этот дворец не предназначался для торжественных приемов и церемоний, а служил местом для отдыха после военных учений. В изысканных интерьерах царил собственный прекрасный и уютный мир хозяина — музыканта и страстного коллекционера. Первый этаж занимают служебные помещения, не имеющие художественной отделки. На втором этаже 6 комнат: Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар. Назначение и расположение комнат полностью отвечало дворцовому этикету и быту. Несмотря на малый размер помещений, в каждом из них подчеркнут их дворцовый характер. Архитектор Антонио Ринальди обращался к декоративным приемам, уже не раз использованным в русской архитектуре. Лаковые панно интерьеров Дворца Петра III напоминают о Лаковом кабинете «Монплезира», а шпалерная развеска живописных полотен Картинного зала — часто используемый декоративный прием оформления залов императорских дворцов первой половины XVIII века.

Дворец Петра III практически не пострадал во время Великой Отечественной войны и ныне предстает в своем первозданном виде.

Об Александре Таратынове

Александр Таратынов — заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, мастер станковой и монументальной пластики. С петербургскими музеями-заповедниками его связывает продолжительное творческое сотрудничество, его произведения в 2011 году уже экспонировались в парке Ораниенбаум музея-заповедника «Петергоф», в 2012 году — в Екатерининском парке музея-заповедника «Царское Село». Памятники работы Таратынова широко представлены в европейских городах: Францу Лефорту, сподвижнику Петра Великого, — в Женеве, королеве Нидерландов Анне Павловне — в Гааге.

Материал предоставлен пресс-службой ГМЗ “Петергоф”

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения