В начале сентября в Александринском театре состоялась премьера Никиты Кобелева — “Екатерина и Вольтер”. Эта постановка продолжила линию театра по осмыслению истории России и череду камерных спектаклей в Царском фойе театра. Для спектакля Елена Сылова специально написала пьесу, в основу которой легла история 15-летней переписки российской императрицы Екатерины Второй и французского просветителя Вольтера.
Повествование наполнено драматическими событиями различного масштаба — историческими, личными, интимными. Художник Нана Абдрашитова тактично вписала в царскую роскошь фойе лаконичные декорации, с гравюрами портрета Вольтера, плана атаки Екатерины Второй в Молдавии, репринтами писем из переписки героев. Всё это будто проступает через интерьеры, не затмевая их помпезности.
Режиссёр начинает с пролога, в котором артисты рассуждают о своих героях, оправдывая своего персонажа и колко иронизируя над оппонентом. Это моментально подключает зрителей в игру, танец этих отношений. В спектакле заняты всем хорошо знакомые талантливые артисты Александринского театра — Эра Зиганшина в роли Екатерины Второй и Игорь Волков в роли Вольтера. Уже этот дуэт актёров привлекает внимание. Размышляя о судьбе своих персонажей, они незаметно облачаются в костюмы и вот перед нами уже императрица и философ. Год 1796, императрица при смерти, мёрзнет, ей нечем дышать, одиноко. Среди тьмы и теней является он и накрывает её шубой, той самой, что она высылала ему в подарок. Но нужно начать с начала истории, чтобы хотя бы понять, причём тут шуба.
Свет на мгновение таинственно меркнет и вот: она молодая, амбициозная, волевая и получает первое письмо от кумира своей молодости — французского гения эпохи просвещения. Он же писал его, лёжа в домашнем халате и феске на диване. Вольтер восхищается новой деятельной императрицей и её проектами. С этого момента начинается их длительная переписка. Переписка двух умных, талантливых, смелых людей, порой преследовавших каждый свои интересы. Она то напоминает восхищение ученика учителем, то трепет чувств влюблённых, а иногда перед нами дуэль двух политиков, зыбкое примирение врагов или трогательная забота о близком.
Никита Кобелев делает ставку на актёров, между ними возникает «химия”, они, как и персонажи, проникают друг в друга. Игра как проход по канату, где каждое слово, движение выверено, чтобы игра не превратилась в заигрывание. В центре истории стоят события, происходящие в Российской империи с середины 18 века. У императрицы грандиозные планы по возвеличиванию и улучшению жизни народа. Свод законов, кардинально изменяющий законодательную систему, успешная война с Османской империей, провал греческой компании, восстание Пугачева соседствуют с перепиской о литературе, археологических находках костей древних слонов и носорогов, коммерческих проектах устройства часовых компаний, личными переживаниями. Всё это даёт возможность прочувствовать настроения эпохи, увидеть за историческими личностями людей с их недостатками и достоинствами. И, конечно, всех держит интрига — встретятся ли главные герои переписки вживую или нет. Спектакль не топит зрителей в длинных заковыристых фразах переписки, наоборот, всё легко, понятно, современно. История пролетает на одном дыхании, за полтора часа нам дано и посмеяться, и поплакать, и замереть в напряжении.
После остаётся пространство для бесед об истории, споров про политические манипуляции, предположений о любовной линии героев. Вопросами, которыми задаются актёры в прологе, уже после спектакля озадачены зрители. Режиссёру удалось создать лаконичный, но при этом ёмкий по смыслам спектакль, а актёрам, безусловно, есть где развернуться в своей игре и порадовать зрителей.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра