Мюзикл «Дама Пик»: Рабы колоды

30 мая на сцене ДК «Выборгский» состоялся особый показ мюзикла «Дама Пик» режиссера-постановщика Софьи Стрейзанд – в этот вечер на сцену в последний раз выходил Ростислав Колпаков в роли графа Сен-Жермена… Но обо всем по порядку. Премьера мюзикла «Дама Пик» состоялась в сентябре 2021 года, с тех пор менялись площадки, исполнители ролей, но неизменной оставалась любовь публики к «самому азартному спектаклю на сцене России».

Яркие передвижные декорации, превращающиеся то в светский салон Парижа XVIII века, то в игорный дом Петербурга XIX века. Непринужденные легкие беседы, балы, приемы, шикарные костюмы представителей высшего света и вечное мелькание то тут, то там игральных карт… Создатели проекта предлагают зрителям взглянуть на определенный срез общества – людей азартных, любящих риск и деньги, готовые пожертвовать не только всеми деньгами, но и счастьем близких людей, ради одного – призрачного, но такого желанного выигрыша. Предполагается, что каждый человек может впасть в искушение и поставить на карты все, особенно, когда общество вокруг него в том поощряет и подталкивает к необдуманным поступкам. Такие персонажи были во все времена и во всех странах…

Автор текстов Игорь Шевчук проделал большую работу — в ариях и диалогах героев многосоставная история о роковой даме приобрела дополнительный колорит и ощущение реальности разворачивающегося сюжета. На правдоподобность работают упоминания реальных исторических персонажей — маркизы де Помпадур, королевы Марии-Антуанетты — «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!». Интерес действиям добавляют вкрапления из либретто Чайковского к опере «Пиковая дама» —«Что наша жизнь? Игра!», строчки из оригинальной повести Пушкина — «Сегодня ты, а завтра я», а также отзвуки извечной фразы «O tempora, o mores» — «Забыты стыд и срам/Мир катится к чертям/О, времена, о, нравы». Композиторы спектакля Сергей Рубальский, Антон Танонов, Евгения Долгова и Артем Петайкин создали разноплановое и четко прослеживаемое музыкальное сопровождение, в котором есть место и классическим оперным вставкам, и современным речитативам.

Первое действие отсылает нас к предыстории той самой графини из повести Пушкина – она не всегда была замкнутой нелюдимой старухой, которая, по слухам, хранит секрет карт. Ее звали Наталья Петровна Чарская (Виктория Жукова), она была молода, красива и в парижском высшем свете ее называли «московская Венера». Ее отец – неудачливый игрок – проиграл ее за карточным столом и теперь ей нужно выйти замуж за жестокого и самовлюбленного герцога Нуарэ (Иван Васильев). Именно тогда она и познакомилась с таинственным графом Сен-Жерменом… Образ графа имеет реальную основу — во Франции действительно существовала эта загадочная фигура, выполняющая дипломатические миссии при короле Людовике XV, которого все считали оккультистом и алхимиком. В его же сценическом образе переплелись сразу несколько таинственных персонажей – здесь прослеживается отсылка и к булгаковскому Воланду – особенно в моменте подношения кубка с неизвестным зельем Наталье-«Маргарите», и к графу Монте-Кристо – ведь, по слухам, он также баснословно богат, и никто не знает происхождение ни его самого, ни его капиталов. Поговаривают, что он заключил сделку с дьяволом, занимается черной магией и она причина его богатства – эти детали отсылают к графу Жоффрею де Пейраке, герое романа Анн и Сержа Голон об Анжелике. Мертвая высохшая рука графа напоминает такую же руку профессора Дамблдора, волшебника из вселенной «Гарри Поттера», который приобрел это увечье, погрузившись в темные магические материи слишком глубоко. Также что-то в образе Сен-Жермена есть и от так любимого петербургской публикой графа фон Кролока из мюзикла «Бал Вампиров» — не стареет, мрачен, явно имеет некую тайну… У графа Сен-Жермена есть и своя темная свита – дамы и валеты, служащие ему верой и правдой, помогающие ему затягивать в свои сети новых жертв…

Персонаж графа, упомянутый у Пушкина вскользь, выведен здесь на передний план. Именно он — вместе с любопытным и жаждущим скандалов обществом во главе с маркизой Дюфрэ (Мария Лагацкая-Зимина) — двигает действие по тем путям, которые ему нужно. Оказавшись сам заложником Игры, он давно уже не пытается ей противостоять и с удовольствием меняет судьбы не только Натальи Чарской, но и молодого игрока Филиппа Александровича Германна (Антон Авдеев), и юной воспитанницы графини Лизы (Анжелика Рева). Последние двое появляются во втором отделении спектакля, которое сюжетно соответствует непосредственно пушкинской повести во всем, кроме финала. Создатели спектакля поменяли концовку истории с безумством Германна и одиночеством Лизы, а также добавили счастливый финал для графини. Власть трех карт была прервана и граф Сен-Жермен смог воссоединиться со своей Дамой Пик… Победила любовь.

Текст: Дарина Львова

Фото: Наталья Иванова, Мария Ковалева

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Елена

    Прекрасный мюзикл!
    Всё фантастически красиво и органично!
    Музыка завораживает и погружает в мистику!
    Красивые голоса, костюмы, декорации!
    Свет, звук, спецэффекты потрясающие!
    Непередаваемое ощущение и взрыв эмоций!
    Артисты подобраны превосходно и чувствуется единство коллектива.
    Составы разнообразные, но не менее классные. Можно найти своего Сен-Жермена, Наталью Чарскую, Филиппа/Германа….
    И это интересно!
    Ходили много раз и хочется ещё….
    Спасибо всем за волшебство!
    Рекомендую всем!!!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения