Концерты Рахманинова и Лютославского прозвучали в БЗФ

Абонемент «Первый симфонический оркестр России», объединяющий программы Заслуженного коллектива России, продолжился 9 июня музыкой двух великих композиторов XX века – Сергея Рахманинова и Витольда Лютославского. Солистом выступил пианист-виртуоз Борис Березовский, за пультом Заслуженного коллектива России – главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов.

Ни единого свободного места не было ни только в партере, но и на диванчиках по «входным» билетам! Поклонники классической музыки прекрасно знали, что пропустить этот концерт невозможно. Для тех же, кто не успел купить билет, была организована прекрасно срежиссированная прямая трансляция, которая доступна в записи.

В первом отделении прозвучал Третий фортепианный концерт (d-moll, Op. 30) Сергея Рахманинова, написанный в 1909 году и признанный одним из самых сложных для исполнения. Борис Березовский в очередной раз продемонстрировал виртуозное мастерство интерпретации, безукоризненность техники и тонкое восприятие нюансов лирики. В музыке Рахманинова хотелось раствориться. Нежная, прекрасная, романтичная, она при этом не лишена мрачных и напряженных эпизодов, драматичных размышлений, которые усиливают впечатление от духоподъемного финала.

Концерт для оркестра польского композитора Витольда Лютославского, завершенный им в 1954 году, несомненно стал открытием и для опытных слушателей. Музыка композитора незаслуженно редко звучит на наших концертных площадках, хотя определенно представляет огромный интерес. В записи прямой трансляции концерта, в антракте, вы можете ознакомиться с воспоминаниями композитора Александра Радвиловича, основателя (1989г.) и художественного руководителя Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути» / Sound Ways (1989—2021г.г.), который был лично знаком с Лютославским. Мы же процитируем Оливье Мессиана: «Хотя он (Лютославский) начал сочинять как неоклассик, он не остался на этих позициях, а вместо этого все глубже и глубже погружался в свое развитие. Если мы сравним его ранние композиции с более поздними, мы увидим, какой большой скачок в неизвестность он сделал. Это редкое качество. Большинство людей, становясь старше, лишь утверждаются на путях своей юности; но Лютославский все больше и больше врастал в современность, и именно это кажется мне экстраординарным. Что могло бы вызвать бóльшую веру в композитора, чем то, что он утверждает себя как юноша в зрелые годы?»

Концерт Лютославского экспрессивен и насыщенен событиями, экспериментами. Многочисленные фольклорные мотивы, использованные композитором, приобретают авангардное звучание. Грандиозный и мощный финал ошеломляет своей внезапностью, хотя ты чувствуешь, как композитор тебя к нему подводит. Феликсу Коробову и оркестру, несомненно, удалось войти в резонанс с темпераментом композитора. Финальный взмах дирижерской палочки, обрубивший все нараставшее напряжение, был точен и смертоносен подобно удару рапиры.

Текст и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения