Что здесь происходит и зачем всё это?

Вчера, 14 июня, посмотрела предпремьерный показ спектакля «Собака на сене» в Приюте комедианта. Хочется отметить плюс постановки — красиво, художник Мария Рогожина придумала индустриальные декорации, будто из красного кирпича, действие ведь происходит в офисе парфюмерной фабрики, на потолке растёт поле колосков и трав, сразу вспоминается «Чайка» Елены Павловой. На актёрах стильные наряды — художник по костюмам — Ирина Арлачева.

Действие перенесено режиссером Екатериной Королевой в современность, эта идея лежит на поверхности, главная героиня Диана (Дарья Румянцева) предстаёт в образе бизнес-леди, курит электронку, вызывает персонал на планерку. Портрет Лопе де Вега — портрет её умершего мужа, он висит на доске среди фотографий героев спектакля.

Мне непонятно, зачем в спектакль добавлены интерактивные вставки, которые ничем не оправданы. В стиле, «если никто из вас не выйдет на сцену, действие не продолжится». Мне это видится как неуважение к зрителям. В той же «Олесе» вовлечение зрителей, попрошайничество — часть постановки. В «Кисе» Бендер и Воробьянинов ходят по залу, ищут стул с сокровищами, это никаких вопросов не вызывает. В «Смерти Тарелкина» Варравин требует у зрителей дать денег на доброе дело, взять соседа за ворот, и это оправдано жанром бурлеска, в котором выдержано первое действие. В «Собаке на сене» иммерсивность выглядит как утренник в детском саду и только раздражает.

Чтобы оживить действие, режиссёр добавила обнажёнку, а, чтобы бабушки и дедушки — целевая аудитория этого спектакля, не возмущались, обнажёнка эта лёгкая — мы видим голые торсы мужчин и намёк на оральный секс. Ну, перейдём к героям.

О мужчинах. Артём Кисаков (маркиз Рикардо) здесь просто Артём Кисаков, он красиво появляется на сцене, зачем-то говорит с цыганским акцентом. Вячеслав Коробицин (Тристан) — всегда Коробицин, в неловких паузах берет гитару и поёт. Дмитрия Белякина (Теодоро) взяли за фактуру, он самый брутальный из артистов, но на меня его чары не действуют. Владимир Кочуров (Фабьо) вообще непонятно зачем присутствует в спектакле, ему здесь нечего играть. Можно было и сократить количество персонажей, тогда, может быть, возникла лаконичная понятная история, а так что Рикардо, что Фабьо на сцене минут 15 присутствуют, неясно зачем.

О женщинах. Анна Мигицко (Марсела) играет нарочито и грубо, на грани пошлости. Дарья Румянцева нуждается в сильной режиссуре и хорошей пьесе: посмотрите на неё в «Время и семья Конвей», «Олесе», но в «Собаке на сене» ей, мне кажется, самой скучно. Татьяна Полонская (Анарда) — видела её в «Кисе», там у неё острохарактерная роль и она хорошо работает, в «Трамвае «Желание» тоже естественна в эпизодической роли. Я не вижу, что спектакль режиссёрски выстроен, актёры играют кто во что горазд.

Лопе де Вега, как и Мольер к примеру — совершенно не моя история. Я никому не сочувствовала, мне было неинтересно. Если это комедия положений, то где смеяться? Много вопросов. Возможно, Лопе де Вега, как и опять же Мольер, много теряет в переводе, и на испанском это уморительно. На мой взгляд, это неудачный выбор материала. Лучше было бы взять Володина, Вампилова, Зорина, Арбузова, я бы посмотрела «Мой бедный Марат» о любви и юности во время исторических катаклизмов. Я понимаю, что премьера только начинает вставать на ноги, и, может быть, дальше будет лучше, но пока зацепиться совершенно не за что. После «Идиота», «Вия», «Воскресения», «Братьев», «Кисы», «Смерти Тарелкина», «Человека из Подольска» ждёшь от Приюта комедианта более высокого уровня.

Текст: Алла Игнатенко

Фото из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения