Кролики кровавые скачут в глазах

Есть у меня спектакли, на которые я долго не могу дойти, как будто проклятие на мне какое-то. Например, «Материнское сердце», «Кролик P.S». С «Кроликом» (театр Цехъ) Софии Капилевич я 6 мая вопрос закрыла. Если вы смотрели фильм «Тупой жирный заяц», сюжет для вас не будет сюрпризом. Немолодой актер Аркадий Зайцев (Юрий Елагин), мечтает играть Гамлета, читает Станиславского как Библию, для спасения души, но его судьба — роль кролика в заказном спектакле «Весёлые похождения кролика» в ТЮЗе любого провинциального города. Режиссёр бездарь, директор (Анастасия Чеха) вор, партнёры — животные, критики — исчадия ада.

Это безумно смешной и вместе с тем тонкий спектакль: вышла насмеявшись и захотелось плакать. Потому что театр — призвание, счастье и обреченность. Все, кто до пенсии должен скакать за копейки в жутких костюмах свинок, котиков и уток, играть в жалких и бездарных пьесах, написанных идиотами, будут плакать на этом спектакле.

«Кролик» — калейдоскоп ярких актерских работ. Мария, бывшая жена Аркадия (Ангелина Засенцева), добилась успеха, предала театр по мнению экс-коллег, играет в сериалах: даже, может быть, на Первом канале. Переигрывает, работает на камеру — домохозяйки и мамочки ангелочков оценят. Владимир Лесных играет режиссёра, который ставит ахинею и знает это, но тиранит актёров, требует проживания. Все смирились со своей участью, и только Аркадий помнит, что театр — это про другое. И вот в примитивный текст детского спектакля прорывается «Быть или не быть, вот в чем вопрос», потом он поджигает ненавистный костюм, а на высший суд ставится вопрос: «Заслуживает ли Зайцев звания артиста?».

Трезвым тут никто не работает, кроме разве что уборщицы (Дарья Кулак). Вваливается на сцену олень (Андрей Лякишев) и после живительной капельницы выдаёт нам потрясающий пластический этюд под Высоцкого. Но весь мир — театр, а он, со своей пластикой и талантом, всё тот же беспросветный олень. Трогательный момент, когда на сцену выходит начинающая актриса (Юлия Иванова), которая в детстве увидела дурацкий спектакль про кролика и он изменил её жизнь, подарил мечту. Она пришла в этот театр с горящими глазами, она замечает все проблемы, но любовь выше всего этого, потому что иррациональна.

Из этого ТЮЗа нет выхода. Актёры почти не расстаются с костюмами своих зверюшек: лисички, мишки, жабы, они как будто отчасти превратились в своих персонажей, как будто уже не существуют без них. Как будто они и умрут так же, в костюме, у бутафорского дерева, под смех детей.

Я боюсь умереть в пятьдесят.

В костюме зайчика на детском дне рождения.

И все подумают, что это я шутя,

В припадке чрезмерного веселья.

Что так не может быть, что это все игра.

Какая смерть, когда вокруг смеются?

А мне вот не до смеха, господа!

Мне холодно в улыбках ваших куцых.

Беру себя за плечи и трясу,

Бью по щекам и щекочу ресницы.

Вы продолжайте, продолжайте веселиться:

Кладите курочку, берите колбасу.

Пинженин.

Текст: Алла Игнатенко

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения