«Айсвилль»: Спаси нас от вечной зимы

Режиссер Алексей Франдетти в декабре прошлого года предложил публике необычное зрелище – полностью а капелла мюзикл «Айсвилль». На сцене театра «Приют комедианта» возник жанровый сплав из детектива, черной комедии и сказки – и все это под хоровое пение без инструментального сопровождения. Это уже вторая постановка Франдетти в «Приюте» – до этого был уже мюзикл, но совсем иного рода, – «Дорогой мистер Смит».

На этот раз режиссер решил удивить еще больше. А что, если бы существовало место, куда можно было бы убежать от любовных и любых других переживаний, место, где можно забыться и «отморозиться» от любой неприятной ситуации? Для тех, кто стремится заморозить свой чувства и эмоции, городок Айсвилль — идеальное место. «Городок размером со снежинку – население восемь сотен человек», и все как один в серебристых одеждах (костюмы — Анастасия Пугашкина, Екатерина Гутковская), с ярко-голубыми хрустальными глазами, бледной кожей (художник по гриму Татьяна Величкина — та же, что работала над сложнейшим образом Франкенштейна и других персонажей в недавней премьере в Театре Музкомедии) и постоянно принимают лекарство – фирменный айсвилльский лед, – если вдруг чувствуют, что они начинают горячиться.

Сценическое пространство (сценография Анастасия Пугашкина) напоминает морг — толстый занавес из ПВХ, почти не пропускающий свет, за ним унылая пустота и дверцы холодильных камер на заднем плане. В таком антураже местные жители выглядят очень органично. Но их покой нарушает приехавшая с материка Ева (Кристина Кузнецова) — яркая, рыжая, загорелая, с живыми карими глазами она тут же привлекает к себе внимание всех важных обитателей Айсвилля — все парни хотят стать ее любовниками (речь только о сексе, само понятие любви местные не признают и презирают), а все девчонки — подружками. А Ева как раз ищет исчезнувшую некоторое время назад где-то в этих местах лучшую подругу — по ее данным, она приехала на остров и больше ее никто не видел…

Автор либретто Константин Рубинский взял за основу пьесу Александра Островского «Снегурочка», и все ее герои узнаются легко — Лель превратился в Лила (Дмитрий Воробьев), царь Берендей (Кирилл Гордеев) — в мэра города, Купава в Кву (Евдокия Малевская), Мизгарь в Мая (Антон Авдеев)… Отдельно хочется отметить метаморфозу, которая произошла с Бобылем и Бобылихой, которые в пьесе приютили Снегурочку. В режиссерской версии эти два персонажа воплотились в одной артистке Манане Гогитидзе — хозяйке единственной гостиницы на острове Бо и Бо. Было очень любопытно посмотреть именно на эту героиню, и отчасти из-за того, что во многих других мюзиклах и музыкальных спектаклях у Мананы были небольшие характерные роли. Здесь же талант артистки развернулся более выпукло — Бо и Бо — это же настоящий подарок для артиста. Судите сами — в одном человеке заключаются две разных сущности — добрая и открытая, а также резкая и зловещая. Здесь необходимо по-разному петь, по-разному двигаться, даже по-разному смотреть, — и недаром у Бо и Бо один глаз голубой, а другой карий. Ее героиня напомнила персонажа мэра из мультфильма Тима Бертона «Кошмар перед Рождеством» — он тоже был двуликий и постоянно спорил сам с собой.

Высокопрофессиональные и сложные музыкальные номера (композитор Евгений Загот), сплетающиеся в единую волшебную сеть общей мелодии — а капельный мюзикл — это, конечно, необычно. Есть много запоминающихся композиций, а самая яркая (оттого, что узнаваемая) ария мэра — «Третья песня Леля» из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Она звучит в особую ночь — в единственную ночь в году, когда всем жителям Айсвилля можно предаться плотским утехам — но строго по купону, полученному от мэра города. В остальное время жителям запрещены подобные вещи, чтобы они излишне не горячились и не стали чувствительны как раньше.

Спектакль, начавшийся как сказка и детектив — привет роману Агаты Кристи «Убийство в „Восточном экспрессе“»! — и продолжившийся как антиутопия, по ходу действия трансформировался в постановку-размышление на вечные темы — что есть любовь, нужен ли человеку друг, можно ли прожить без эмоций. Ответ, разумеется, ясен — никто, пусть даже внутри у него лед, а не пламень, не может до конца заглушить в себе слабое, теплое, человеческое. У одного эти чувства будут выражаться в творчестве, у другого в уходе за комнатными растениями, у третьего в коллекционировании банок с воспоминаниями… И пусть финал мюзикла мрачен, все же над Айсвиллем взошло солнце, а, значит, надежда на лучшее есть.

Текст: Дарина Львова

Фото: Юлия Губина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения