В гробу моя кукла, увитая ватой

Вера Каратаева 1 марта выпустила в Малом театре кукол «Смерть Тарелкина», в основе — абсурдная чёрная комедия Сухово-Кобылина. Если вы впервые узнали об этой вещи, то сюжет вкратце: Тарелкин, чтобы спастись от кредиторов, инсценирует свою смерть и выдаёт себя за своего соседа — Копылова. Обман быстро раскрывается, и Тарелкин попадает в руки государства, кровожадного и не способного к милосердию. На каждую скользкую пронырливую рыбку найдётся рыба покрупнее (не зря в гроб «Тарелкина» кладут тухлую рыбу, для запаха). Положительных персонажей в тексте Сухово-Кобылина вы не найдёте. 

Большое преимущество Малого театра кукол (мне нравится, как это звучит) — сильная труппа, сочетание актёрской игры и кукол разных видов создаёт пеструю и необычную картину постановок. Режиссёр не стала делать антракт между действиями, и всё, что связано с псевдопохоронами и псевдоплачем над телом «покойного» (никому, на самом деле, «мёртвого» Тарелкина не жаль, та ещё сволочь была), переходит в жуткую сцену в отделе полиции без перерыва, возможности переключиться. Чиновник высшего звена Варравин, маленький человечек-куколка в начале спектакля, к финалу становится гигантской куклой-монстром (Игорь Перунов). В его руках власть, он может мучить и пытать Тарелкина, вынуждая его признаться в чем угодно, что он вурдалак и пьёт кровь. Все в «Смерти Тарелкина» — натуральные кровопийцы, и полицейские, и свидетели, и обвиняемый. 

Художник Юлия Гамзина вместе с режиссером создают сказочную картинку спектакля, пусть это и жуткая, кровавая сказка. Бывшая любовница Копылова Людмила (Ольга Ведерникова, она же играет Маврушу) появляется в образе русалки, красивой и притягательной, но при этом она заберёт с собой на дно любого, стоит ему только зазеваться. Полицейский Ох (Станислав Демин-Левийман) — весьма отвратительная ростовая кукла. Её рот открывается привычно широко и проглатывает взятку. Расплюева играет Николай Журавлев (Николая я впервые увидела на «Шаляпин-прогулке» в июле, он вместе с братом-близнецом играл сценку про двойников), он не удивляется приказу начальства пытать задержанного и готов уморить его жаждой до смерти. 

В версии Серзина финал открытый, у Веры Каратаевой он соответствует концовке пьесы. Варравин забирает свои бумаги, дает Тарелкину документы покойного Копылова и даже деньги на первое время. Окровавленный изможденный Тарелкин (Влад Романов), улыбаясь, спрашивает у зрителей, не нужен ли им управляющий имением. Он чуть не умер, но устраивает свою жизнь. Может, Расплюев прав и Россию действительно захватили вуйдалаки и мцыри? Но каждый из нас может выбрать, кем он будет: человеком или рыбой тухлой. 

Текст: Алла Игнатенко 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения