Таня плюс Евгений равно любовь

В рамках фестиваля “Встречи в России” театр РУСДРАМ (Сухум, Абхазия) привёз на сцену Балтийского дома спектакль “Евгений Онегин” режиссёра Сергея Ефремова. Он был показан 4 апреля, а премьера состоялась в сентябре. 

Театр РУСДРАМ отличает особое настроение, которое способны создавать актёры. У зрителя возникает чувство театрального праздника, праздника яркого и тонкого. В этой атмосфере и решается классическая история Евгения Онегина.

Спектакль разворачивается почти на пустой сцене. Сзади белый занавес, по центру скамейка, вот и всё. Режиссёр делает ставку на актёрское мастерство и авторский текст. Исторический антураж декораций, пожалуй, только бы утяжелил эту историю. За настроение отвечает свет и интересно подобранная музыка, вплоть до аранжировки «Во саду ли, в огороде».

Ольга (Мадлена Барциц) и Татьяна (Лоида Тыркба) вбегают в простых платьях и садятся на скамейку. Текст Пушкина звучит из их уст как обычная беседа подружек. Стихотворный слог в этот момент становится близким и понятным. За занавесом мелькают сачки, бабочки, крынки, грабли и прочие атрибуты деревенского быта. В эту простую и понятную жизнь входит с горделивой осанкой Евгений (Эмиль Петров), он до конца только сейчас осознал, куда попал. Жеманство и ироничность видна даже через белый грим на лице. Что это, отсутствие загара у аристократа? Вечная маска светского общества? Или же герой просто и сам не знает, настоящий он или нет? Интерпретаций может быть много, но тем интересней. Ленский (Саид Лазба) — мечтательный поэт с гитарой, он добродушен и почти идеален. Тем больнее его убийство на дуэли. Любовная история Татьяны выведена режиссёром на первый план, притом герои ведут равноправный разговор о чувствах.

Светские ужимки сведены до минимума, а взамен им приходят неловкие и смешные ситуации, небольшие ремарки актёров. Всё это помогает поддерживать ощущение летней беззаботности и юности. На именинах все танцуют не чинные бальные танцы, а весёлые, похожие на кадриль. Все вовлекаются в праздничное кружение: и нянюшка (Наталия Папаскири), и Зарецкий (Рубен Депелян). Невольный поцелуй Онегина рождает сцену ревности, не яростную, а скорее холодное негодование и вот уже друзья сходятся на пистолетах. Онегин тут явно не желает стрелять и ранит по ошибке, из-за безвыходности авторской задумки. В этом спектакле порой спорят с автором, не желая идти тем или иным поворотом сюжета. При новой встрече влюблённых Татьяна — не жёсткая и величественная хозяйка дома, а взрослая женщина, которая всё ещё чувствует любовь к Евгению, но уже тайно. Если она остаётся с этим ранящим чувством до конца дней, то Евгений, кажется, в конце открывается, изливает своё чувство в слезах и очищается от своего жестокосердия через страдание. Мы видим, как слёзы смывают его белый грим. Ведь под маской всегда скрывается человек.

Несмотря на минимализм в декорациях, отсутствие дотошной исторической детализации, в этом спектакле есть главное — это живая неподдельная история героев, лёгкое кружево пушкинского текста, дыхание любви и атмосфера искренней театральности.

Текст: Наталья Яковлева 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения