Сайт-специфик спектакль

Сегодня Полина Алехина выпустила в Музее братьев Самойловых (он еще на июльской Шаляпин-прогулке показал себя перспективной театральный площадкой, из зала несколько выходов, длинный коридор, красивая лестница и мощная люстра, почти как в Александринке, в общем эстетский интерьер) спектакль «Мейергольд» * — видимо, последнюю премьеру сезона, посвященную Всеволоду Эмильевичу. В главной роли — Ваня Капорин, он не стал останавливаться на Балте, вышел из него (и из зоны комфорта заодно), как Мейерхольд ушёл из МХАТА и Комиссаржевской, чтобы двигаться дальше, делать собственный театр. Ваня не испугался нового, и получил в свой актёрский диапазон почти моноработу (эпизодическую роль сыграл Иван Савинов, мы помним его по «Залечь на дно в Брюгге» и перформансу в театральном музее). Художником постановки выступила Лиза Турхан, драматургом – Леся Гура.

Ваня появляется еще до начала спектакля, в медицинской маске и с накладным носом он рассаживает зрителей, требует, чтобы они не ходили по сцене (POV я на работе). Тут чувствуется и Сирано де Бержерак, и гоголевский «Нос», и «Маскарад» Лермонтова, который Мейерхольд выпустил 25 февраля 1917 в Александринском театре. Спектакль шёл, а на улицах стреляли. Но прямых отсылок в спектакле к этому всему не будет. Зато мы услышим про Гамлета и его любовь к отцу (Мейерхольд — один из немногих режиссёров, которые не поставили эту трагедию), монолог Нины Заречной (Мейерхольд играл Треплева).

Габриа и Люкевич поставили спектакли про взрослого Мейерхольда, не особо касаясь его прошлого. Алехина же рассказывает про детство режиссёра в Пензе, про отца — владельца виноводочного завода, про то, как сутулый мальчик с выдающимся носом думал, кем ему стать. Постановка полна символов: на сцене стоят стеклянные бутылки (вспомним папу, Эмилия Фёдоровича), Капорин забирается на стремянку и вниз падает дождь из денежных купюр. Мейерхольд достиг высот — он был обласкан властью, ему давали деньги на постановки, он открыл свой ГосТим — государственный театр имени Мейерхольда. Но потом ветер переменился, Мейерхольда арестовали, запытали и убили в тюрьме. Товарищ Сталин, произошла чудовищная ошибка.

Полина Алехина освоила всё пространство музея: Ваня уезжал от нас на роликах в прекрасное будущее, отходил покурить и мы видели его на экране (привет Шерешевскому). Театр мечты предстал в виде маленького домика со светящимися окошками. В этом домике играют «Даму с камелиями», и никто не говорит, что это театр чужой, чуждый зрителю. Спектакль очень весёлый, хотя финал истории, надеюсь, известен всем в зале. Мейерхольд убит, его последние дни были страшными. Об этом Ваня споёт в финале. Кажется, я впервые услышала как Капорин поёт, не считая рэпа в «Красном фонаре». Это была печальная песня, это был важный и красивый спектакль. Стены музея слушали музыку скрипки и наш смех. Следующий показ спектакля «Мейергольд» — 15 мая. Не пропустите. 

* Карл Мейергольд — настоящее имя великого экспериментатора. 

Текст: Алла Игнатенко 

Фото: Ирина Копланова

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения