Россия против Марьи Крюковой

Нижегородский театр имени Горького привёз в Петербург свой хит «Третья правда, или История одного преступления», он был показан 12 апреля в рамках гастролей в Балтдоме. Спектакль не новый, ему уже десять лет. Режиссёр Вадим Данцигер, драматург Ольга Михайлова, сценограф — Борис Шлямин, педагог по пластике – Всеволод Душин. Жанр я бы определила как философский исторический детектив, такие пишут иноагент Борис Акунин и Николай Свечин. 

В центре сюжета — процесс по делу крестьянки Крюковой, которую обвиняют в убийстве свёкра. Марью играет Наталья Кузнецова, она то и дело чисто поёт народные песни, и не верит в справедливость. Ну какой может быть суд? Казнят и всё. На удивление обвиняемой попадается неравнодушный государственный защитник (Иван Старжинский): он пытается разобраться в этом деле, понять, действительно ли она убила и почему, и обращается к высшим инстанциям. Пьеса для меня перекликается с «Воскресением» Толстого: опять сильные мира сего смотрят из окна поезда или своих роскошных кабинетов, как простой народ копошится в грязи, сидит в тюрьме не за что, принимая свою долю как должное. И поезд действительно появляется во втором действии: герои едут смотреть Россию. 

Сильные мира сего, впрочем, в этом спектакле тоже находятся в противостоянии. Лев Толстой (Александр Мюрисеп), нравственный камертон и философ, проповедующий милосердие и любовь, весь спектакль спорит с Петром Столыпиным (Сергей Блохин, ведущий актёр театра, как я услышала в очереди в гардероб) о судьбах России, о том, как помочь народу. «Утром мажу бутерброд. Сразу мысль: а как народ?». 

К моим ассоциациям к «Воскресению» добавляется героиня по имени Федосья (Раида Божко), горничная адвоката. Она, как все простые россияне, остра на язык и знает цену вещам, споёт «Боже, царя храни», если надо, и даст совет исходя из своей житейской мудрости. Раиса — смешная характерная актриса. 

Нижегородцы шутят и ломают четвёртую стену. Столыпин и его помощник (Сергей Кабайло) выходят к людям, приветствуют их, а адвокат делится со зрителями своими переживаниями. Как и Нехлюдов, он сталкивается с реальностью — жестокой, бесчеловечной, грязной. А Толстой и Столыпин всё спорят, и поют, и едут обратно, в столицу. Посмотрели Родину и хватит. 

В спектакле упоминают письмо Льва Толстого Александру III после убийства Александра II народовольцами: «Простите, воздайте добром за зло. Только одно слово прощения и любви христианской, сказанное и исполненное с высоты престола, и путь христианского царствования, на который предстоит вступить вам, может уничтожить то зло, которое точит Россию. Как воск от лица огня, растает всякая революционная борьба перед Царем – человеком, исполняющим закон Христа». Это письмо полностью читают в начале документального спектакля «Жизнь за царя» Театра Ди Капуа. К слову, император не ответил, народовольцы по большей части были казнены, в том числе девушки, чего раньше не происходило. Христианское милосердие Лев Толстой привить российской власти не сумел… 

Текст: Алла Игнатенко 

Фото театра 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения