Рок-опера «КарамазоВЫ»: Спасение души 

Премьера рок-оперы «КарамазоВЫ» по мотивам последнего романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы» состоялась еще в 2019 году, но по-прежнему собирает полные залы поклонников не только в столицах, но и в других городах. Причина кроется в замечательной работе Александра Рагулина – композитора, автора либретто, режиссера-постановщика, музыкального руководителя, а также в универсальности этой постановки. Судите сами – сценография лаконична и минималистична – только стулья да лавка, костюмы артистов выдержаны в черно-белой гамме, переодеваний почти нет, а самое главное – эта рок-опера собирает на одной сцене целую плеяду мюзикловых и драматических звезд: Екатерина Гусева, Иван Ожогин, Анастасия Стоцкая, Вера Свешникова, Игорь Балалаев и многие-другие. Артисты взаимозаменяемы и могут исполнять разные роли без потери в качестве исполнения, и только за Александром Рагулиным закреплена партия, которой он ни с кем не делится, – Мити Карамазова. И публика может вновь и вновь ходить на спектакли, стремясь собрать свой дрим-каст или открывая для себя новые конфигурации составов. Все внимание зрителей приковано к артистам, талант и мастерство которых не спрятано за яркой машинерией и пестрыми нарядами. Только они и музыка. 

20 апреля в КЗ «Колизей Арена» актерский состав на вечерний показ распределился следующим образом: Федор Карамазов – Владислав Погиба, Иван Карамазов – Кирилл Гордеев, Алексей Карамазов – Ростислав Колпаков, Грушенька – Теона Дольникова, Катерина Ивановна – Наталья Диевская, Смердяков – Александр Казьмин (для артиста это была премьера в этой роли), Зосима – Сергей Перегудов. 

Выверенные мизансцены, отлично отстроенный звук и эффектный свет усиливали впечатление от развернувшейся на театральных подмостках нравственно-философской истории о борьбе Бога и дьявола за душу человека. Схватка между ними происходит внутри у каждого персонажа – и у Ивана, мечущегося между отрицанием и принятием религии («Мне говорят – бунтарь, ты возроптал на Бога, за всяк загубленную тварь карать, карать жестоко), и у Грушеньки, давно высохшей внутри и опустошенной («Веточка вербная, сбереги меня, от меня же самой сбереги…»), и у Смердякова, пытающегося найти свое место в этой жизни («Кто я? Что я? Вождь али вошь?»), и даже у Федора Карамазова – хоть он порочен, но с первой же сцены видно, что он имеет почтение к старцу Зосиме, хоть он и скрывает это за скабрезными шутками и глупой бравадой. 

К битве за сердца людей напрямую отсылают и тексты, и некоторые сцены, – например, появление Черта в исполнении Владислава Погибы, постоянно возникающего где-то подле героев. Или в арии «Тройка-Россия» (на сцене Карамазов-отец, Иван и Смердяков) – в ней режиссер разворачивает не только мир карамазовщины, достоевщины, но и выделяет отдельное место для мистики и чертовщины как она есть – для мира Гоголя. Птица-тройка начала свой бег по «грязной и убогой» России в произведениях Гоголя – ее следы есть не только в поэме «Мертвые души» – и, по версии Рагулина, продолжила свой бег и в произведении Достоевского. Эта птица-тройка, символизирующая великую душу русского народа, с большим трудом и огромными потерями рвется вперед, к свету. И однажды для каждого наступает время выбрать свет или тьму, «сделать выбор свой», как поют все участники рок-оперы в финале, – ведь не просто так название ее «КарамазоВЫ», то есть, эта история про всех нас. 

Заключительная ария все же дает ответ на ставящийся на протяжении всего спектакля вопрос о принятии стороны зла или добра. Все герои, так или иначе, пришли с свету, к Богу: 

«…Тот, кто создал неба твердь, сделал избавленьем смерть, дал во искупленье жизнь – самый сложный механизм! Землю, что цветёт весной, где вечные закат с зарей, где ветер распахнет мне сердце вновь, где я чувствую Его Любовь!..». 

Текст: Дарина Львова 

Фото: Elena Fufaeva и из соцсетей проекта 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения