После той большой войны

Спектакль “Варшавская мелодия” 24 апреля открыл гастроли театра «Глобус» в Санкт-Петербурге на сцене ТЮЗа. Камерный спектакль новосибирского театра “о любви и времени” оказался очень созвучен нашему городу. Пьеса Леонида Зорина про послевоенное знакомство Виктора и Гелены уже хорошо знакома петербургскому зрителю по целым трём городским постановкам, однако в спектакле Ирины Камыниной она приобретает лёгкость дыхания и нежность грусти, сходное с советскими кинокартинами. Да и само сценографическое оформление (сценограф — Егор Овечкин) помогает создать эффект ретрооткрыток, которые оживают на сцене.

Действие начинается с концерта в консерватории, где незнакомый бойкий юноша Виктор (Алексей Корнев) подсаживается к девушке Геле (Екатерина Аникина). На сцене мы видим и слышим запись живого выступления Дмитрия Карпова, солиста Новосибирской консерватории. Живая музыка окружает как героев пьесы, так и зрителей, концерт буквально роднит всех в зале, погружая их в атмосферу истории.

Дальше перед нами разворачивается история первой любви людей, пытающихся вернуться к мирной жизни. Они назначают свидания на углу, долго гуляют по улицам и отогреваются на телеграфе. Виктор и Геля смеются и флиртуют, едят мороженое, но страшная память о войне не оставляет их. Они боятся звуков салюта, неловко замолкают, рассказывая о военном времени. Юные и раненные эпохой люди пытаются стать счастливыми, безудержная любовь к жизни наполняет их. Тяжёлый послевоенный быт, когда, чтобы заработать на туфли для девушки, нужно разгружать вагоны, а стол на праздник накрывают в складчину с друзьями, не тяготит молодых, они отбиваются от горестей юмором и верой в будущее.

Геля в первом акте — молодая, отчаянно флиртующая нежная девушка, с тонко чувствующей душой. Особый шарм — это польский акцент, и временами неправильное использование слов. Она буквально светится и лучится, вся наполнена любовью к Виктору и этому миру. Виктор же, в исполнении Алексея Корнышева, просто немного отвыкший от “цивилизации” юноша, готовый открываться красоте, будь это звуки музыки или звёздное небо. Любовь у него честная, прямая по-мужски. Но, увы, он не смог пойти ради неё на подвиг и поддался обстоятельствам.

Во втором акте мы видим взросление героев. Геля становится эстрадной певицей, красивой на сцене и несчастной в жизни. Единственное, что роднит её с той девушкой из первого акта, это стойкость и искренность. Виктор предстаёт солидным профессором, у которого есть всё, кроме счастья, но он так же не способен отречься для него от всего.

Мир “Варшавской мелодии” — это не мир одних Виктора и Гели, режиссёр населил его и посетителями консерватории, и такими же юными влюблёнными. Кажется, вот всем знакомая в жизни смотрительница музея (Тамара Седельникова) — строгая женщина, не разрешающая целоваться в залах. Вот мужчина на телеграфе (Илья Паньков/Владимир Алексейцев), читающий газету и подслушивающий разговоры других. Хочется отметить отдельно Юлека Штадтлера (Вячеслав Кимаев) — очаровательный певец, который, кажется, своим выходом олицетворяет всю советскую Польшу. На сцене элегантная, пахнущая Дзинтером “заграница”, шелковые платья, уютный полумрак столиков в ресторане, и звучит его мягкий и обволакивающий голос.

Сотканный из узнаваемых по старым фильмам образов, тепла и уюта скромного советского быта, послевоенной любви к жизни спектакль оставляет после себя чувство светлой грусти и надежды. Несомненно, у театра «Глобус» получилось передать настроение эпох, через которые проходят герои, не скатившись в узнаваемые и фальшивые штампы.

Текст: Наталья Яковлева

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения