Наездник и писатель

21 апреля в рамках театрального фестиваля LOFT-24 в Театре на Васильевском был показан спектакль Государственного Молодежного театра Узбекистана «Послушайте поэта». Режиссер-постановщик — Лейла Сейд-Оглы, выпускница Ташкентского театрального института (мастерская Наби Абдурахманова), ведущая актриса и главный режиссер Молодежного театра Узбекистана. Премьера спектакля состоялась 13 октября 2023 года. 

Спектакль поставлен по мотивам рассказов Абдуллы Кадыри «На Улаке» и «О чем говорит упрямец Ташпулат». Главный герой постановки – рассказчик Абдулла Кадыри (Джулконбой). Он делится воспоминаниями о жизни в Ташкенте в начале 20-х годов 20-го века, его жителях, их ценностях, традициях, развлечениях.

Нам показывают улак – это старинная конная спортивная игра. В ней побеждает самый сильный, ловкий и решительный участник. Иногда во время этой игры происходят несчастные случаи, когда человека могут затоптать лошади.

Улак зародился в глубокой древности. В то время мужчины охотились на волков, убивали их и привозили шкуры домой. Было очень престижно иметь много шкур, поэтому на обратном пути охотники иногда пытались отнять друг у друга трофеи. Выигрывал тот, кто первым привозил добычу.

В юности Абдулла Кадыри оказался свидетелем трагедии на улуке, это изменило его взгляды. Помимо азарта праздника он почувствовал боль и горе матери погибшего. Хотел стать наездником, но стал писателем.

В своих произведениях он описывал деревенский быт, мальчишеские игры, высмеивал алчных чиновников, старинные предания, но в душе все-таки оставался наездником, борцом за справедливость. Его называли Джулконбоем.

У Абдуллы Кадыри очень трогательное и уважительное отношение к матери. «Рука, качающая колыбель, правит миром». Мать всегда прощает своего сына, потому что «злиться можно ровно столько времени, сколько требуется на то, чтобы постирать и высушить платок».

Труд писателя оказался не менее опасным, чем конные состязания. В 1937 он был осужден и репрессирован как «враг народа». Находясь в заключении, постоянно размышлял о своем предназначении, надеждах и страхах, писал новый роман: «Я лишь гость в этом мире, а гости должны есть все, чем их угощают, даже если им это не нравится».

В спектакле много интересных режиссерских находок – звук капающей воды дает ощущение арестантской камеры в сыром подвале, быстрые движения световых лучей – это струи дождя в поле. Изображения двигающихся лошадей на щитах позволяют представить скачущих всадников.

Роль Абдуллы Кадыри (Джулкунбоя) в спектакле исполнил Амаль Сейд-Оглы. Он невероятно талантливый артист, обладающий замечательной пластикой, выразительной мимикой и артистической энергетикой, мастер художественного слова. Великолепной актерской игрой он удерживал внимание зала на протяжении примерно двух часов.

Актриса Юлия Хусенова играла в спектакле роль любящей и заботливой матери Джулконбой. Шерзод Игамназаров – исполнитель роли весельчака Ташпулата, художник видеоряда и автор инсценировки.

Акробатические танцы участвующих в состязании наездников, плавные движения женщин, чем-то напоминающие суфийские танцы, переносят зрителей в эпоху загадочного мира Туркестана. Балетмейстер спектакля — Анна Тренина. Ее часто приглашают для постановки танцев в театральных спектаклях. Яркие костюмы для артистов, используя исторические фотографии, создал художник-постановщик и исполнитель роли Мурада Улугбек Абдурахимов.

В самом конце спектакля перед зрителями проходит видеоряд с портретами известных писателей. Кого-то из них мы иногда забываем, других читаем все реже и реже. Но «если на земле останется хотя бы один читатель, значит, писатели кому-то нужны, и они не умрут».

Текст: Мария Гузарева 

Фото театра 

 

 

 

 

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Екатерина

    Спасибо.
    Тактично передан национальный колорит спектакля.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения