Мишки и куклы спасают жизни

Когда исторические события так невыносимы, то, чтобы хоть как-то защитить психику, можно рассказать о них в форме сказки для подростков. Именно это и сделал Филипп Гуревич в своей премьере в РАМТе по текстам Юлии Яковлевой (премьера состоялась 22 марта). За детскими метафорическими рассказами легко считываются все жуткие события 20 века — арест родителей, блокада, эвакуация, гибель одной из сестер, Тани, под обстрелом в санитарном поезде…

Но дети так просто не могут воспринять такое количество смертей, поэтому они придумывают свой параллельный мир, где сестру можно спасти, вызволив ее из мира Одина (здеь так зовут царя мира сновидений — потустороннего мира, куда забирают умерших и куда доступ есть только детям). У этого мотива есть явная отсылка к «Синей птице», где дети тоже пытались спасти внучку Феи от смерти. Только здесь спасает жизни не птица, а игрушка, которая может стать проводником в тот самый мир — мишка, весь в заплатках (в заплатках здесь еще и занавес), игрушка маленького Бобки (Алексей Бобров). Очень щемящая и жуткая сцена, когда этот мишка бросается в огонь, чтобы спасти детей в замерзающем блокадном Ленинграде. Для другой девочки, Сары, таким «проводником» в тот мир становится ее кукла (Яна Палецкая). И в этом мире, сильно отличающемся от реального, даже любовь кого-то может спасти — Таня (Татьяна Матюхова) возвращается домой…

Гуревич весь спектакль строит на контрастах — чем более жуткое происходящее, тем внешне как будто бы легче оно рассказывается. Здесь помогает музыка — она не нагнетает, как это чаще всего бывает в театре, а наоборот, как будто смягчает — часто звучит легкий блюз (к примеру, «Don’t explain» и т. д.). И образно происходит тот же самый контраст: обстреляли санитарный поезд (про что мы узнаем только из титров), а девушки с юношеским энтузиазмом красят себе губы. Символичность спектакля помогает избежать трагедии даже в кульминационные моменты: смерть ребенка Люши (прекрасная Нелли Уварова) выглядит визуально щемяще, но даже отчасти красиво — из одеяльца-свертка вылетают перья.

Это не реальный санитарный поезд, а реальность, совмещенная с фантазией и воспоминаниями — поэтому девушки не в шинелях, а в балетных пачках, напоминающих о далеком мирном времени. Это мир глазами ребенка, поэтому и с возрастом героев происходят интересные метаморфозы. Один выглядит стариком, но при этом он одет в детские штанишки, а дети, наоборот, смотрят на мир по-детски, но, к счастью, актеры не пытаются изображать детей — они маленькие взрослые.

Это очень хороший спектакль, но, наверное, больше для подростков или для менее циничных взрослых, чем я — как по мне, он несколко затянут, и прием, работающий однозначно в начале, — слишком однообразным кажется ближе к концу. Тем более, «реалистичные» сцены явно провисают по сравнению с «потусторонними».

Текст: Нина Цукерман 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения