“Гроза”: скоморохи тёмного царства

В Театре на Васильевском 15 апреля стартовал V Международный театральный фестиваль LOFT-2024. Он проходит на Большой и Камерной сценах, а также на новой площадке LOFT. 

В программе фестиваля, который продлится до 28 апреля, лаборатория с показами режиссерских эскизов по антиутопиям. Они основаны на инсценировках, представленных в декабре 2023 года в рамках «Антиутопических сред» — «Paper man», «Заводной апельсин», «Во власти желания» и другие. 

Также в рамках фестиваля показывают важные спектакли российских театров и стран ближнего зарубежья прошлого сезона. Среди участников — Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом» со спектаклем «Котлован» (Антон Фёдоров); Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина (спектакль «Маленькие трагедии». Олега Рыбкина); Московский еврейский театр «Шалом» — «Тахир и Зухра» Мурата Абдулкатинова; коллективы из Белоруссии и Узбекистана. 

20 апреля свою интерпретацию “Грозы” Островского представила Галина Зальцман (спектакль Омского государственного академического театра драмы, премьера состоялась в июне 2023). Режиссёрка ставит спектакли как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах. Зальцман — лауреат “Золотой маски”-2021 «за точность художественных средств и ясность театрального высказывания» в спектакле «Я нанял убийцу» Шарыповского драматического театра. 

Погружение в мир темного царства начинается перед спектаклем. Вместо звонков — раскаты грома и вспышки грозы, а приветствие зрителям и просьбу отключить телефоны объявляет актриса с пугающе вкрадчивым голосом — как потом поймем, сама Кабаниха (Ирина Герасимова)! 

Зальцман переписала Островского, сохранив текст шести ключевых персонажей, и сжала продолжительность до полутора часов. Действие закольцовано и раскручивается от финала. Всё, что происходит на сцене — болезненные фантазии и воспоминания Катерины перед шагом в бездну. Сцена — замкнутое пространство-коробка, в котором задыхается героиня. Вокруг — старые кривые зеркала (художница Лилия Хисматуллина). В них то ли можно увидеть неискаженную реальность посреди морока, то ли это портал в Хаос, откуда появляется лубочный хор скоморохов. Это проводники истории, напевающие как будто бы пересобранные русские народные песни. Жанр “Грозы” — сказочка, рифмуется с композитором Ванечкой (Оркестр приватного танца), традиционно наполняющим ироничными зонгами спектакли Петра Шерешевского, да так, что тексты еще долго звучат в голове, как навязчивые поп-хиты. Ванечка уже сотрудничал с Зальцман на выдающемся спектакле “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”, который идет на сцене Театра на Васильевском. Появляется на сцене и языческий медведь-оборотень, который оборачивается то мужем, то любовником. Кабаниха тут — маленькая сухонькая старушка, она разговаривает ласково и немного визгливо. Эта усердная, фальшивая ласка и таящееся внутри зло и нелюбовь к человеку в исполнении Ирины Герасимовой пугают гораздо сильнее привычных однобоких образов хозяйки-тирана с Домостроем под мышкой. Кабаниха порет дочь ремнем и в то же время берет на руки, словно дитя, выслушивая его жалобы, Дикого (Михаил Окунев). 

Точно, ёмко и с большой нежностью играет Катерину Наталия Запивохина. Вся словно обнаженный нерв, честная и мятущаяся, она идет навстречу чувству и не рассматривает возможным принцип Варвары “делай что хочешь, только бы шито да крыто”. Любовь для Катерины не утешение и не наказание, это дар, который она принимает — и уходит в свет. А на сцене в этот момент — церковное песнопение и видеопроекция мозаики Адама и Евы в раю. И во веки веков.

Текст: Наталья Стародубцева

Фото: Андрей Кудрявцев

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения