ФРАНКОФОНИЯ В АНГЛЕТЕРЕ

Традиционный VI кинофестиваль в рамках Дней Франкофонии проходил в этом году не совсем традиционно. Трагические события, произошедшие в «Крокус Сити Холле» в разгар фестиваля, связанные и понятные переносы показов растянули его более чем на две недели. Тем не менее фестиваль, привычно начинающийся 20 марта, когда «День   Франкофонии» отмечается широко и во многих странах, в очередной раз продемонстрировал современные тренды франкоязычной кинокультуры. Программа включала 9 фильмов из государств, где французский язык является официальным: Канады, Люксембурга, Швейцарии, Бельгии и, конечно, Франции.

Кинозал «Англетер» — очень подходящее место для проведения подобных киносмотров. Относительно небольшой, уютный зал с хорошей акустикой и отсутствием неудобных для просмотра мест, дружелюбная атмосфера (имеющая место в большой мере благодаря директору зала, Станиславу Ершову, большому энтузиасту и любителю «хорошего», «настоящего» кино). Да и проход в зал через элегантное пространство отеля «Англетер», а также отсутствие возможности «расслабиться» при помощи попкорна настраивает зрителя на какое-то особое, внимательное отношение к предстоящему просмотру.

Генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге и директор Французского института в Санкт-Петербурге Жан-Кристоф Тиабо с переводчицей и Станислав Ершов открывают фестиаль

Фестиваль достаточно успешно продемонстрировал разнообразные грани искусства кино разных франкоязычных стран. В программе не был представлен артхаус, она не была рассчитана на поклонников элитарного или авангардного кинематографа, а, скорее, на так называемого «массового» кинопосетителя. Вместе с тем, нельзя не отметить несколько фильмов, достаточно непривычных для «усреднённой психологии» отечественного зрителя. В этом отношении, в первую очередь, нужно отметить швейцарcко-франко-бельгийскую картину «Отпусти меня» (2023. Реж. М. Раппаз), ставшую фильмом открытия программы ACID Каннского фестиваля 2023. Героиня фильма (её роль исполняет известная кино- и театральная актриса, певица Жанна Балибар) — обычная женщина, в одиночку воспитывающая взрослого сына с ментальными нарушениями, живет в небольшом поселении, где все друг друга знают (фильм снимался в живописном месте вблизи плотины Гранд-Диксенс, самой большой в мире 300-метровой бетонной плотины). Пышущая здоровьем, не чуждая “ничему женскому”, она каждую неделю, оставив сына на попечение соседки, отправляется в близлежащий отель для знакомства с “мужчиной на час”, после чего возвращается к своей повседневной и рутинной жизни на очередные семь дней.

Во время одной из таких встреч, несмотря на, казалось бы, совершенно неподходящие quick-условия, между ней и очередным партнёром вспыхивает настоящее, серьёзное чувство, от которого приходится отказаться из-за ответственности перед своим больным сыном, для которого предполагающаяся новая жизнь матери была бы психологической травмой. Этот, не сверх оригинальный мелодраматический сюжет интересен своими обертонами, позволяющими для многих по-новому взглянуть и оценить спокойный, «естественный», гендерологический подход к подобным ситуациям, обычно остающимся табуированными. 

Кадр из фильма «Отпусти меня» («Laissez-moi«)

Франко-бельгийская «Защитница» (2022. Реж. К. Мейер) хоть и выстраивает сюжет в модной по нынешним временам парадигме «хороший цветной  —  нехороший белый», но выстраивает её достаточно необычно, представляя «нехорошего»  — изверившегося в жизни, капризного киноактёра самим Жераром Депардье. В роли его временной домработницы-служанки-помощницы уже получившая большую известность Дебора Люкумуэна. Дуэт этих двух актёров, составляющих, как может поначалу показаться, совершенно неподходящую и не киногеничную пару, несмотря на некую банальность сюжета (не умаляющую, впрочем, его актуальность) получился как профессионально, так и зрительски  очень впечатляющим. Причем Д. Люкумуена явно переигрывает своего маститого партнёра, в связи с чем остается только оставить открытым вопрос, насколько персонаж Ж. Депардье соответствует самому актёру…

Кадр из фильма «Защитница» (Robuste)

Высоким профессиональным и убедительным оказался дуэт Гийома Кане и Альбы Рорвахер во французской романтической драмеди «(Не)Бывшие» (2013. Реж. С. Бризе), рассказывающей о встрече бывших любовников, их вновь быстро вспыхнувшей и также быстро истаявшей страсти. И в этом сюжете можно найти переплетения с личностью по крайней мере одного  из участников этой экранной пары, Г. Кане, талантливого актёра, кинорежиссёра и сценариста, известного как своими актёрскими работами (более 50), кинорежиссурой (11 фильмов), так и своей бурной личной жизнью (включающей, к примеру, отношения с будущей, на тот момент, женой экс-президента Франции Н. Саркози). Талантливая А. Рорвахер хорошо знакома киноманам по своим киноролям (более 70), а также родством с Аличией Рорвахер  —  это её младшая сестра, также высоко признанная кинорежиссёр(ка), но, пожалуй, в более узком кругу зрителей,  предпочитающих «настоящий», артхаузный кинематограф. Не попавшие на фестивальный показ этой ленты могут увидеть её в эти дни на отечественных экранах.

Кадр из фильма «(Не)Бывшие» («Hors saison«)

Наконец, стоит отметить швейцарскую картину «Колебания» (2022. реж. С. Шойблин). Среди основных действующих лиц — Пётр Кропоткин, относительно молодой и совершенно не похожий на привычное нам изображение лысого, с окладистой бородой революционера. Никак не педалируя деятельность Кропоткина в качестве теоретика анархистского движения, режиссёр предлагает нам вглядеться в Кропоткина – живого, чувствующего и мечтающего человека. Анархистское (вне какого-либо уничижающего контекста) революционное начало, начавшееся проявляться во время его эмигрантского пребывания в Швейцарии, мирно соседствует с проникновенной историей его любви к молодой фабричной работнице. Хорошая режиссура вкупе с изысканной операторской работой принесли фильму более 10 фестивальных наград на МКФ в Берлине, Анже, Пекине и др.

Кадр из фильма «Колебания» («Unrueh«)

На фестивале зрители также могли увидеть канадскую драму «Дыши» (2023. Реж. О. Караман), повествующую о межрасовых перипетиях в современном Монреале, французский байопик «Дивертисмент» (2022.Реж. М.-К. Менсон-Шоар), рассказывающий о сестрах Зиуани: Захии, ставшей известной дирижёром(кой) и её сестре Фемиуме, известной виолончелистке, документальную бельгийскую ленту «Освобождённая метла» (2023. Реж. К. Грандо), в которой рассказывается о работниках клининговой компании, решивших работать без хозяина и создавших кооператив, детскую комедийную сказку-анимацию «Дуня и принцесса Алеппо» (Канада. 2022. Реж. М. Зариф, А. Кади) и еще одну комедию — игровой фильм «А если меня нет?» (Бельгия-Люксембург-Швейцария-Франция. 2022. Реж. Ф. Пиро), герой которого предпочитает свободную жизнь в лесу городскому выматывающему бытию.

Фестиваль прошел, зрители, можно полагать, остались довольны. Ждём новый VII кинофестиваль Франкофонии!

Текст: Юрий Ильин
Фото: Наталья Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения