Два взгляда на Параджанова

100 лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова, неповторимого, феноменального художника, сценариста, кинорежиссёра, автора получивших мировую славу фильмов «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб», исполнилось 9 января 2024 года. Открытие выставки «Рядом с Параджановым», приуроченной к этому юбилею, состоялось 14 марта. В экспозицию вошли снимки фотографа, близкого друга и биографа режиссера — Юрия Мечитова, а также художника-фотографа киностудии «Ленфильм» — Елены Карусаар. На кадрах Юрия Мечитова — жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза; закулисье съемок фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик–Кериб». Выставка открыта до 19 мая.

Василий Гусак, заместитель главного хранителя РОСФОТО, киновед, куратор этой выставки, любезно согласился дать интервью нашему журналу и рассказать как о самой выставке, так и о деятельности музейно-выставочного центра.  

ОКОЛО: РОСФОТО не считается одним из главных музеев нашей «культурной столицы». Его нельзя сравнить, скажем, с Государственным Эрмитажем или Русским музеем. Но, на наш взгляд, его место, его роль в культурной жизни города, да и всей страны, очень велика. Деятельность РОСФОТО — фиксация нашей истории, часто забываемой многими, в особенности молодой частью населения. Как Вы позиционируете роль РОСФОТО в культурном ландшафте?

Василий Гусак: Мы занимаем совершенно особое положение. Называясь «Музейно-выставочный центр», мы функционируем именно как музей.  Фотографии не только экспонируются на выставках в залах РОСФОТО, наши специалисты изучают их, реставрируют, хранят. Собрана и продолжает пополняться большая музейная коллекция, в которой представлены все этапы истории фотографии, фотографические техники. В этой связи нас нужно позиционировать как уникальный музей в России, другого такого нет.

ОКОЛО: Но что-то аналогичное, вроде, есть в Москве?

В.Г.: Да, там есть МАММ  — Мультмедиа Арт-Музей Москвы. Он сейчас работает с визуализацией, отталкиваясь от фотографического изображения, а начиналось всё как институция, представляющая фотографию — её жанры, направления, ведущих мастеров. Сейчас их спектр интересов шире. РОСФОТО же фокусируется на фотографии, её специфике, истории. Правда, и мы иногда делаем выставки, связанные с другими носителями изображения, но это только относительно небольшое расширение некоего арт-поля. Другими словами, мы полагаем себя, если можно так выразиться, более академической организацией с серьёзной научно-исследовательской составляющей.

ОКОЛО: Теперь давайте перейдём собственно к выставке Параджанова. Как появилась её идея, что послужило предпосылкой к её осуществлению?

В.Г.: Предпосылок несколько. У нас уже была коллекция Елены Карусаар, переданная нам после её ухода в 2021 году. Много лет она проработала фотографом на «Ленфильме» и сотрудничала с киностудией «Грузия-фильм». В её архиве оказалось 77 фотографий, сделанных на «Ашик-Керибе». Мы работали с этой коллекцией после её поступления в музей. Вместе с тем, приблизился юбилейный, 2024-й год — год 100-летия со дня рождения Параджанова. Пропустить такую дату было невозможно. С другой стороны, у нас случился контакт с грузинским фотографом Юрием Мечитовым. Он не только работал на двух картинах режиссёра, но и много общался с ним, и в поздний период жизни Параджанова в Тбилиси был, что называется, его личным фотохроникёром. Мечитов любезно подарил нам свои отпечатки. Среди них оказались как связанные со съёмками картин Параджанова, так и с жизнью самого режиссёра. Из всего этого материала и возникла юбилейная выставка «Рядом с Параджановым». 

ОКОЛО: Хочется уточнить: фотографии Карусаар поступили к вам с «Ленфильма»?

В.Г.: Нет, это был личный архив, хранившийся после её кончины у близких. После смерти фотографа его архив достаётся потомкам, родственникам, близким. Такое случается нередко. Очень хорошо, когда люди, получившие это наследство, понимают, что обладают общественно значимой ценностью, и она должна храниться соответствующим образом. Елена Карусаар была одним из востребованных художников-фотографов «Ленфильма» и побывала на съёмках многих известных картин киностудии. 

ОКОЛО: Хочется затронуть тему относительно сочетания фоторабот этих совершенно разных по стилю фотохудожников —  Ю. Мечитова и Е. Карусаар. Ведь у них совершенно разный взгляд на великого Параджанова — по стилю, по направленности и пониманию того, что должно быть на фотографии.

В.Г.: Да, действительно, это разные авторы. Рассматривая их работы, ловишь себя на мысли, что в фотографии можно заниматься совершенно разными вещами, даже, казалось бы, снимая одни и те же сюжеты или одного человека, пусть яркого, выдающегося. Елена Карусаар, как фотограф кино, выполняла определённые задачи: работа на съёмочной площадке, предварительные фотопробы актёров. Юрий Мечитов — совершенно другой фотохудожник. Себя он называет «портретистом», при этом, одновременно, известен, как автор репортажной, пейзажной фотографии и, конечно же, как фотограф, запечатлевший жизнь Параджанова в поздний период. Мечитов дружил с Параджановым, гулял с ним, бывал дома и, соответственно, много снимал его вне профессиональной кинематографической обстановки. Вместе с тем он работал на картинах «Легенда о Сурамской крепости» и «Арабески на тему Пиросмани».

Сочетание на выставке разных фотографических подходов даёт возможность посетителям почувствовать некую дополнительную глубину творчества режиссёра, задуматься о причинах его спонтанных внешних проявлений, оценить его богатый внутренний мир, продолжающийся в его фильмах. Появляется возможность некоего объёмного взгляда, более близкого творчеству режиссёра. Ведь Параджанова всегда было «много», и мы попытались осуществить эту возможность взгляда на мир, имя которому «Параджанов».

ОКОЛО: Возникло такое ощущение, что фотографии Карусаар — это Параджанов «снаружи», а Мечитова — взгляд «изнутри». Смотря на фото Карусаар, у меня вообще возникли, может быть, очень неожиданные ассоциации с «Трудно быть богом» А. Германа-старшего. А Мечитов — просто alter ego режиссёра. И ещё: если у Мечитова взгляд совершенно определённый и трудно поддающийся какой-либо иной интерпретации, то у Карусаар её чёрно-белые фотографии требует большой вдумчивой работы самого зрителя, когда нужно домысливать, додумывать, возвращаться к цветной, мечитовской части выставки и обратно. Именно такое сочетание работ разных авторов даёт зрителю значительно больше, чем экспозиция этих фотографии по отдельности.

В.С.: Слушая это, понимаю, что наше экспозиционное решение живёт своей жизнью, и как-то интересно работает со зрителем. Да, в начале у нас была мысль о выставке только одного автора, но потом мы решили их соединить. При этом способ этой интеграции долго обсуждался, особенно относительно цветных фотографий и цвета в целом. Цветовые акценты должны были предполагать обращение зрителя к своему личному опыту восприятия фильмов Параджанова.      

К сожалению, выставка не всегда позволяет представить как происходило «сотрудничество» Мечитова и Параджанова, учитывая, что последний любил фотографироваться. Некоторые из представленных работ – часть серии снимков, последовательно раскрывающих уникальность ситуации. Например, фотография, где Параджанов подметает проезжую часть улицы, рядом какая-то женщина. Как-то раз Параджанов и Мечитов шли по проспекту Руставели в Тбилиси и увидели дворничиху-курдянку за работой. Параджанов бежит к ней, берёт у неё метлу и начинает мести улицу. Мечитов делает несколько снимков (на одном из них появляется какой-то странный субъект, похожий на Пьера Ришара), и вся эта спонтанная ситуация начинает выламываться из реальной жизни, приобретает такое необычное «перформативное» качество, т.е. это — жизнь, но существующая по законам креативной фантазии. Подобные серии втягивают нас в необычное, созидательное художественное поле Параджанова.

У Елены Карусаар, понятно, другой — женский взгляд. Она тоже делала серии внутри каждого сюжета. Для неё, кстати, это являлось обязательным моментом, так как из этих серий, выбиралась одна карточка для обязательной рекламы фильма в кинопрокате. Нужно отметить, что манера, взгляд Карусаар как профессионального фотографа кино сформировался в процессе работы на картинах, ставших сейчас классикой ленинградского киностудии, это были картины И. Авербаха, Д. Асановой, В. Мельникова, многих других. Фотографии, сделанные с этими мастерами, хотелось бы когда-нибудь показать, они также хранятся в музейной коллекции РОСФОТО.

Остается надеяться, что наши исследования, результатом которых стала выставка «Рядом с Параджановым», дают более объёмное восприятие мира Параджанова.

ОКОЛО: Из материалов выставки следует, что она позиционируется не только собственно показом представленной экспозиции. Например, был проведён «Творческий интенсив для подростков «Фотография —  кино: пункт А — пункт Б». Вы сами проводили кураторскую экскурсию. Какие задачи ставятся в связи с этим? 

В.С.: РОСФОТО придерживается подхода, который можно определить, как «выставка-исследование». Причем этот принцип закладывался в основу как подготовки материалов выставки, так и выяснения, понимания контекста, в котором существует и воспринимается материал выставочного проекта. Мы стараемся сделать так, чтобы пришедший на выставку не только увидел экспозицию, но имел возможность почувствовать, понять исторические, эстетические, культурные рамки увиденного.  

Хочется надеяться, что на экспозиции «Рядом с Параджановым» также можно найти различные контексты, зачастую очень парадоксально и интересно соединяющиеся друг с другом. Кроме упомянутого вами интенсива, мы пригласили киноведов с лекциями об особенностях художественно-поэтического мира Параджанова. Несмотря на то, что Сергей Параджанов – признанный классик, современному зрителю его фильмы могут казаться «неправильными», какими-то загадочными. На кураторской экскурсии, которую Вы упомянули, было много студентов. Для них мир Параджанова неясен, они не находят там тот конвенциональный видеоряд, к которому привыкли. Кроме того, при общении с ними нужно вырабатывать определённую терминологию, чтобы объяснять Параджанова. Начинаешь понимать, что, опираясь только на собственный опыт, одновременно познавая, вырабатывая эстетические ориентиры, можно прийти к определенному стереотипу восприятия. Поэтому подобные общения полезны не только экскурсантам, но и нам, работникам музея. 

В рамках публичной программы к выставке «Рядом с Параджановым» мы проводим ещё одно важное мероприятие – мастер-класс по созданию коллажей. Известно, что сам кинорежиссёр занимался коллажированием, и это важная часть его творческой биографии. Изготовление коллажей в данном случае, это также создание контекста вокруг выставки, способ понять фильмы и саму суть его многогранной личности. Одним из часто употребляемых им слов было слово «фактура», а киноведы, анализируя его картины в период Перестройки, когда Параджанов, наконец, из опальных авторов перешёл в разряд «живых классиков», употребляли понятие «текстура». Вот эти понятия мы и будем отрабатывать на мастер-классе по коллажу, как и сам метод коллажа в визуальном творчестве.   

Всё это, по нашему замыслу, соединяет контексты выставки Параджанова и контексты нас – современных зрителей.

ОКОЛО: Большое спасибо Вам за интервью. И дальнейший творческих успехов Вам и РОСФОТО!

В.С.: Всего хорошего всем читателям ОКОЛО!

Интервью провёл Юрий Ильин

                         Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения