Бесы в ГИТИСе

А был ли вообще донос? И почему столкновение взглядов «тайного кружка» и его последствия так актуальны сегодня? Мастерская Ю.Н. Бутусова 19 апреля показала зрителям в ГИТИСе спектакль «Бесы» по роману Достоевского.

Лозунг спектакля – ничего не понятно, но очень интересно, если вы не читали произведение. В последнее время так часто любят делать в театрах: вначале вам показывают какую-то ситуацию или кусочек жизни героев, и вроде бы совсем не понимаешь, о чем речь. Но постепенно раскрываются детали, и приходит осознание.

В случае с «Бесами» вам будто отматывают время назад, и рассказывают полноценную историю. Только не совсем поэтапно, а отрывками из жизней разных людей. У кого-то даже может полностью сложиться пазл только на последних минутах спектакля.

Речь идет о конкретном фрагменте романа – последствиях столкновения взглядов участников «тайного кружка». Не было здесь никогда порядочных людей, так откуда же им взяться? Вопрос, который мучает одного из героев и оседает в голове зрителя.

«Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это всё, всё! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту» — цитата из романа, которая отражает всю суть нынешнего мира.

И сначала может показаться, что это цитата кого-то из нынешнего шоу-бизнеса, но в разрезе спектакля, когда зритель смотрит на происходящее, он постепенно начинает понимать: это же истинная правда! Как часто в жизни бывает так, что мы сами живем и не осознаем, насколько в данную минуту у нас все хорошо. Или смотрим на жизни других, кого не устраивает текущее положение, кто жалуется на происходящее просто потому, что ему никто не может показать, как сейчас его жизнь спокойна и прекрасна. Как часто бывает, что нас не устраивают отношения с человеком, пока мы его окончательно, безвозвратно не утратим.

И только тогда до нас полностью доходит, что именно в эту минуту мы были счастливы, как никогда. Именно эту линию и демонстрируют нам актеры спектакля «Бесы», именно по этой причине, возможно, зрители и не могут сдержать слезы в конце. А кто-то даже начинает плакать еще в середине истории, как девушка рядом со мной.

На передачу эмоций, конечно же, сильно влияет игра актеров. Видно, что ребята, хоть и студенты ещё, играют уже довольно профессионально. Гамма чувств, передача характеров героев погружали в мир Достоевского. Мало в каких моментах можно сказать, что немного не хватило актерской игры, ведь порой даже казалось, будто это не человек вещает со сцены, а из него слова идут потоком. Зрители все чувствовали: и простоту Шатова (Семен Шестаков), и тревожность Шатовой (Ксения Галибина), и переходящие в безысходность терзания Кириллова (Даниил Ядченко). И даже сильное чувство неприязни, которое вызывает Верховенский (Федор Бычков), в итоге перетекает в жалость к этому персонажу.

Декорации, конечно, помогали окунуться полностью в атмосферу происходящего, хотя их было не так уж много. К слову, лучше быть готовым к резким ударам. При этом реплики актеров не всегда было слышно целиком, но, возможно, это зависит от того, где сидит зритель. На «Бесы» в ГИТИСе лучше брать билеты ближе к сцене.

Стоит ли вообще идти на такой спектакль? Однозначно, если есть желание погрузиться в этот мир, понять поступки людей и ощутить всю силу прочтения классики в новом свете, который удалось отразить режиссеру Андрею Хисамиеву.

Текст: Анастасия Кулипанова

Фото: OLGA DYNINA

 

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения