День космонавтики

Ко Дню космонавтики актер театра Вахтангова Владислав Демченко выпустил в музее космонавтики спектакль «Королев. Главный» — имя  самого известного инженера-конструктора было засекречено вплоть до его смерти, во всех документах он значился «главный конструктор», отсюда и такое название. В спектакле заняты Владислав Демченко, Анна Халилулина, Никита Бахметьев, Станислав Пеховский, Данила Гульков, Денис Баталенко.

Кажется, имя Сергея Королева в первую очередь ассоциируется с первыми полетами в космос, но в спектакле акцент сделан на других годах — здесь подробно рассказывается о проблемах Королева с его первой лабораторией (когда его важность как ученого ещё не была очевидна, когда получить хоть какое-то оборудование от власти получилось только, когда Королев пообещал делать военные конструкции). Легче не стало и в 30-е гг., когда в конце десятилетия стали «чистить» институт, когда коллеги писали доносы, чтобы забрать его изобретения себе — это кончилось арестом Королева. Акцент в спектакле сделан как раз не на той поре, когда конструктор уже завоевал себе имя и репутацию, а на сложном процессе — как государство считало его мечтателем, ненужным с прагматической точки зрения, как государство посчитал его предателем Родины и посадило на десять лет в лагеря, обвинив в срыве сдачи новых образцов вооружения и контрреволюционной деятельности. Это история о том, как человеку, ставшему одному из главных в советском космосе, почти всю жизнь мешали работать. История о исследованиях и разработках вопреки.

Один из важных мотивов спектакля — Циолковский, которого Королёв не знал, но считал своим учителем. Но вопреки этому они находились в оппозиции: один — мечтатель, думающий о звёздах, другой — прагматик (которого сначала тоже считали мечтателем), думающий о практике и о топливе: ему важнее не зачем, а как добраться к звёздам. 

Так получилось, что я подряд посмотрела «Циолковского» Бориса Павловича в Волковском театре в Ярославле и этот спектакль — вроде оба спектакля формально байопики, но тем больше видна разница. Если спектакль Павловича задаёт огромное количество вопросов про то, чем должна заниматься наука, что она может дать человеку, на что учёный имеет право, то здесь это театрализованный рассказ биографии Королёва, без проблематизации, что делает этот проект более просветительским, чем театральным. С точки зрения театральной формы он хоть и хорошо придуман, но как будто для другой сцены — в камерном кинозале музея он выглядит слишком наигранным, слишком интонированным. 

Текст: Нина Цукерман 

Фото организаторов 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения