Разница между талантом и гением

В 2024 мир отмечает 92 года со дня рождения великого Андрея Арсеньевича Тарковского, вдохновившего многих кинематографистов, таких, как: Кристофер Нолан, Даррен Аронофски, Андрей Звягинцев, и многих других.

Команда киноцентра «Ленфильм» подготовила цикл специальных показов, приуроченных к этой дате. Я посетила показ документального фильма Андрея Тарковского-младшего «Воспоминание о фильме. Андрей Рублев», который рассказывает о создании одноименной кинокартины его отца. В этом фильме рассматривается не только сам процесс съемок и творческие решения, принятые режиссером, но и глубокий философский и художественный смысл, заложенный в картину.

«Андрей Рублев» — великолепное кинематографическое произведение, созданное в 1966 году, режиссер рассказывает в нём историю жизни и творчества знаменитого русского иконописца Андрея Рублева, жившего в XIV веке. Это шедевр искусства, полный символики, метафор и философских размышлений. В картине каждый кадр и силуэт имеет смысловую нагрузку, которая заставляет зрителя упасть в глубину своего подсознания и будит в нем нечто необъяснимое — сакральное. Воспоминание о фильме как раз объясняет это «божественное» явление, примененное Тарковским: «Сценарий не может передать сакральное — это материальное…». 

Фильм «Андрей Рублев» не просто повествует о жизни художника, но и затрагивает важные темы человеческой души, веры, творчества и жертвенности. Он погружает зрителя в атмосферу средневековой Руси, с мессианскими подтекстами — показывая жестокость и красоту тех времен. Тарковский использует свое мастерство режиссуры, чтобы создать потрясающие образы и композиции, которые оставляют незабываемое впечатление. Фильм вызывает размышления о религии, искусстве, человеческой природе и нравственности. Он представляет собой не просто биографическую ленту о художнике, а философский фильм, который показывает, что возможно религиозное обновление божественности и творчества.

«Разница между талантом и гением: талант похож на стрелка, попадающего в цель, недостижимую для других, а гений — на стрелка, попадающего в цель, попросту невидимую для других» — Артур Шопенгауэр.

Очевидно, гениальность Тарковского невозможно отрицать – ведь он создал не просто кинематографическое произведение, а настоящий шедевр искусства, который заставляет задуматься о вечных ценностях и смысле жизни: «Андрей пытался прислушаться к тихому голосу природы…».

Все мы прекрасно знаем, что фильм проходил через множество правок, так как религиозно-философская проблематика, выраженная через мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и «антипатриотичность», жестокое обращение с животными насторожили советскую власть и, конечно, пришлось прибегать к вырезанным кадрам и корректировке сцен, ввиду разных причин и требований того времени. И тут хочется вернуться к трехчасовому «Андрею Рублеву», который будто специально был сжат четко по этим границам времени. Мы не знаем, как бы на нас повлияла картина, будь она четкой авторской версией. И в случае с Тарковским — будто Божим проводником, создающим это произведение, можно предположить, что картина получилась именно такой, какой ее должен увидеть мир.

«Пишите так, чтобы можно было вырвать две первые страницы из любого вашего произведения и вам не пришлось бы ничего изменять» — Лев Толстой.

Философское сознание режиссера глубоко осело в его картине — ведь невозможно увидеть Бога — могущественную силу, которая скрывается за рамками человеческого восприятия, но мы можем найти то, через что хоть немного сможем прикоснуться и уловить крохотную мысль о его существовании.

«Если есть «Троица» Рублева – значит, есть Бог» — священник Павел Флоренский.

Герой Тарковского больше размышляет, созерцает, не действует – он ограничен и подчинен миру. Мы наблюдаем Страшный суд, а именно набег на Владимир татарской орды. Где татарские воины грабят город и храм, фрески и иконы Рублёва изуродованы и гибнут под сапогами захватчиков. Рублёв видит, как один из варваров тащит за волосы юродивую девушку (дурочку) и спасает её, разбивая воину голову топором – что является сильнейшим грехом, за который Рублев дает обед молчания длительностью в 12 лет. Этот эпизод продолжает идею Льва Толстого – зло не уходит от расплаты. Любой, кто совершит зло — столкнётся с ним лицом к лицу, как столкнулся и Великий князь.

 «—А что это за баба лежит?
— Это не баба. Дева Мария. Рождество Христово.
— А кто в ящике?
— Христос, сын её.
— Так какая же она дева, если у неё сын? Хотя у вас на Руси ещё и не такое бывает» — диалог татарского хана и Великого князя.

Изображение любви в фильме также проявляется в фрагменте, где татарин сначала играет с дурочкой, потом кормит её мясом, и после зовет замуж, его взгляд наполнен светлой любовью, полностью искренен, в этот момент будто время и все войны останавливаются. Что же это за чувство такое? И Андрей Тарковский отмечает, что любовь — сакральная мистическая сила, причем в благоприятном завершении. Или финальная сцена, где Рублев начинает говорить после двенадцатилетнего молчания, словно отец поддерживает, успокаивает юного гения – Бориску. И мы можем прочувствовать, что у этой истории может быть довольно счастливое продолжение.

Андрей Арсеньевич, можно сказать, приблизил нас или, может быть, даже дал зрителю ответ через героя, изображавшего Бога, который как будто находится на грани двух миров. Андрей Рублев – человек, который через себя может родить бога и преобразовать людскую действительность, он отличается от всех тем, что выходит за пределы реальности.

«— А ты разве не в рай попал?
— Господи! Скажу только, что там совсем не так, как вы все тут думаете…» — диалог Андрея Рублева и умершего Феофана Грека.

Тарковский, как создатель кинокартины, собрал из Рублева и Бориски свой автопортрет. В истории действительно были две эти личности, но они не взаимодействовали. И если мы вернемся к фильму и посмотрим на этих героев, то поймём, почему во время съемок каждый участник команды был верен и предан идее режиссера.

«Если бы Андрей Арсеньевич мне сказал еще раз прыгать, замерзший, раненный, я бы в пятый раз надел ледяные сырые вещи и прыгнул» — актер Николай Бурляев.

«Дай Бог сделать то, что он хочет! Вера была в него. «Андрей Рублев» — это как «Война и мир»…» — актер Юрий Назаров.

Я считаю, что с каждым годом творчество Тарковского будет раскрываться все больше и больше, потому что его идеи вечны до глубины своей. Его фильмы наполнены глубоким философским смыслом и метафизической тайной. Его картины — искусство, проникнутое духовностью и поэзией, и оно заставляет зрителя задуматься над вечными вопросами бытия. Он создает уникальные образы, наполненные символикой и метафорами, которые раскрываются только при внимательном и глубоком взгляде. Его фильмы часто переносят зрителя в мистические миры, где время и пространство теряют свои привычные рамки. Работая с темами веры, смерти, добра и зла, любви и человеческой души, Тарковский создает произведения искусства, которые остаются актуальными и вдохновляют спустя десятилетия.

Его фильмы — это не просто кинематографические шедевры, а настоящие философские трактаты о жизни и смысле существования. Многие вопросы, которые терзают нас на протяжении всего нашего существования, можно найти в фильмах великого и гениального Андрея Арсеньевича Тарковского.

Текст: Вероника Лялина

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения