Вне истории успеха: 1 час с Жаком Брелем

Представьте: вы открыли для себя новую величину: поэта, певца или артиста. И хотите поделиться своим впечатлением с окружающими. Как поступите? Пост в соц. сетях, ссылка в чат для друзей? А актёр в такой ситуации решает создать моноспектакль — так, во всяком случае, следует из анонса спектакля “JACQUES.BREL.48MIN”, второй показ которого прошёл на площадке Невидимого театра 13 марта.

Анонс написан от лица Артёма Кисакова, которому на первом курсе досталось задание сделать наблюдение за певцом Жаком Брелем. Режиссёром спектакля выступил его однокурсник по РГИСИ (мастерская С.Д. Бызгу, выпуск 2022 г.) Игорь Астапенко. Также в команде художник Елена Левина, художник мультимедиа Вика Бессмертная, пианистка Галя Ефимова, аккордеонистка Лидия Гурьянова и виолончелист Артем Таманьян. 

Надо сказать, собираясь на спектакль, я думала, что фигура Бреля мне не знакома. Уже сидя в театре перед запуском в зал, я поняла, что основные хиты, конечно, слышала и даже люблю. Успела прочитать краткую биографию. А ещё по анонсу, где заявлено живое исполнение песен, мне казалось, что в качестве площадки лучше бы подошли кабаре “Шум” или “Фонтанка 69” — ожидала такой концерт-вербатим, который можно смотреть за бокалом вина. С первых минут стало понятно, что это не так: спектакль, хоть и моно, простроен по мизансценам, реквизит минималистичен, но образен, важны пространство и чёткое деление на сцену и зал. А вот вино было бы неуместно (хотя ближе к финалу угощают оладушками).

Мы последовательно знакомимся с событиями из жизни Бреля: вот он родился, вот учится в школе, начинает подрабатывать на фабрике у отца, а вот уже собирается из родного Брюсселя в Париж и просит жену его отпустить. Стоп. А когда он успел жениться? Дальнейшие эпизоды будут поданы так же — как будто без причинно-следственных связей, как будто с нарушенным уровнем важности. Вот 80 неудачных прослушиваний, а вот уже мировая слава и лёгкая пресыщенность ей. Но это не недостаток, такой подход обнажает иной тип психики — не рефлексирующий, а деятельный. Будешь задумываться, “как” — как начать, как достичь цели — не сдвинешься с места. Нет рецепта — и нет истории — успеха, есть действия, свободные от проторенного маршрута. Даже ключевой момент — завершение карьеры певца на пике славы — дан без размышлений и объяснений от первого лица, лишь текстом на стене со взглядом со стороны. Перед началом спектакля Игорь Астапенко процитировал, что Брель прожил 48 лет как 48 часов — и эта динамика передана на сцене всеми возможными средствами: переодевания, смена планов и декораций, проекции и телевизор, транслирующие то синхронное, то рассинхронное изображение, и даже таймер, запущенный на 48 минут.

За рефлексию отвечал сам Артём Кисаков, перемежая сцены из жизни Бреля монологами по мотивам собственной биографии. Это передавалось в зал (либо так совпало у меня): я проживала свои Париж и Брюссель, свои походы под парусами, своего “Маленького принца” здесь же, в Невидимом театре, 24 марта 2022 г. Только своей Полинезии у меня пока не было, хотя необитаемый остров был.

В биографии Бреля вычитала такой эпизод: в 1965 г. он гастролировал по СССР и после пяти аншлаговых концертов в Москве был ещё квартирник у Евтушенко, где Брель пел фламандские народные песни, а также выступали Галич и Окуджава. Этого нет в спектакле, но какая идея для нового проекта Невидимого театра!

Из песен этого вечера в меня точнее всего попала финальная — La Valse a Mille Temps (Вальс тысячи времен/ Вальс на тысячу тактов). А по пути домой включила себе “Амстердам”, не в исполнении автора, а в версии Вадика Королёва — именно такой я услышала её впервые в 2021. Выяснилось, что как и Артём Кисаков, могу слушать её беспрерывно. Впервые за долгое время у меня в наушниках были не лекции и подкасты, а музыка — и это ценный мне эффект от спектакля. За появлением даты следующего показа можно следить здесь: https://vk.com/club223337808 А тем временем есть возможность познакомиться с режиссером спектакля как автором-исполнителем — на Театральном марафоне 23 марта: https://theatremuseum.ru/event/ves_den_teatr_24

Текст: Лиза Ординарцева 

Фото Ирины Соколенко

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения