А где Люба?

«Вишнёвый сад» в Небольшом драматическом театре (2017) — это третий опыт прочтения Чехова Львом Эренбургом. Пьеса, знакомая со школьной скамьи, обретает в этой постановке остроту фарса. Герои живут по законам, выстроенным во вселенной Эренбурга, где внутренняя жизнь духа важнее внешнего. Такое прочтение либо сразу западает в сердце, либо оставляет в недоумении. 

Стеклянные двери, ведущие в дом, капли дождя, стекающие по стеклу, встречают зрителя на сцене. Крыша в доме Раневской (Ольга Альбанова) течёт, подставляют то чашку, то миску. Лопахин (Илья Тиунов) проспал. Всё рушится, имение за долги выставлено на торги, старый Фирс (Сергей Уманов) впал в детство и чудит. Все никак не хотят приноровиться к новым временами, за которые здесь отвечает Лопахин. Никто не хочет осознать, что всё близится к краху, и надо уже повзрослеть. Герои готовы влюбляться, напиваться, стрелять по бутылкам, предаваться воспоминаниям. Они любят друг друга, и любовь здесь совсем не практична. Это чувство побеждает высокие идеалы Пети, прагматизм Лопахина, суровое прошлое Фирса, хозяйственность Вари и целомудренность Ани.

Двери открываются, и в них входит Раневская. Она харизматична, занимает собой всё пространство. Внезапно эта женщина превращается в девочку и заворачивается в ковёр. “Где Люба?”. Любовь Андреевна играет в прятки с братом, тут же весь её аристократизм слетает, перед нами предстаёт человек, вернувшийся в дом своего детства. Эта юная девочка всегда безудержно влюблялась, она и сейчас готова влюбляться во всех мужчин, которые её окружают. Гаев (Дмитрий Честнов) здесь хромой и с горбом, одинокий обитатель этого дома. Запертый в нём, он, горький пропойца, слушает с Фирсом патефон. Леонид присматривает за Варей, Аней и старым дворецким, пытается всех поддерживать, но может произносить только длинные и несуразные речи. Гаев чешет горб счетами, забыв об их истинном предназначении. Лопахин же выведен красавцем, он хорош и умён, в нём нет ни капли грубости или чего-то мужицкого. Он кокетничает с Дуняшей, любит Варю и романтично сидит на скамейке с Раневской. Лопахин здесь, конечно, покупает имение, но это не его триумфальная победа над крепостничеством. И кажется, что ему самому досадно за его приобретение. Он испытывает ностальгию по этому дому, где к нему в детстве относились с добротой.

Варя (Анна Шельпякова) создаёт уют в доме, вместе с Гаевым следить за старыми слугами, заботится о них. Она любит Лопахина, но как-то тихо, наверное, за это и оказывается запертой им в чемодане. Лопахин будто отсылает её, как ненужную вещь. Она стучит, запертая внутри, от этого становится страшно. Аня (Екатерина Кукуй) — девочка в красивых платьях, она, будто мотылёк, порхает. И хочется верить в их с Петей первую любовь, которая открывается первой страстью. Режиссёр продолжает эту линию в беременности Ани. Она превращается в сильную самостоятельную женщину, другого пути нет, потому что Петя весь погружен в теории счастья и не приспособлен к семейной жизни. Неожиданно серьёзным и благородным оказывается самый нелепый герой пьесы Епиходов (Михаил Тараканов). Он учит Дуняшу стрелять из пистолета, приносит ей букет роз и переживает за косые взгляды в сторону “своей невесты”. Конторщик открывается ранимым и тонко организованным человеком.

Финал выходит неожиданно и болезненно страшным. Фирса запирают в доме, он находит забытое хозяевами пальто и пытается им укрыться. Но долг слуги — позаботиться о хозяевах. Вот он, буквально, ползёт к дверям, находит в себе силы встать и выбивает стёкла в дверях, а потом крушит и двери. Для него наступает свобода, а перед ним расстилается Вишнёвый сад. 

Видится, что Лев Эренбург поставил спектакль не о продаже имения или противоборстве поколений, всё гораздо глубже. Он берётся рассказать более философскую вневременную историю про родное место, родных людей, про любовь и память. И показывает это через радость и слёзы, через комичность борьбы человека с его природой.

Текст: Наталья Яковлева 

Фото Эмилии Гороховой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения