Твой окончен бег 

23-25 февраля в ДК «Выборгский» состоялись гастроли московского театра Ленком Марка Захарова. Жителям Петербурга показали спектакль «Бег» режиссера Александра Лазарева по одноименной пьесе Михаила Булгакова. 

Столичный Ленком всегда славился своей сильной актерской труппой – имена этих легендарных артистов гремели по всей стране и далеко за ее пределами – Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Инна Чурикова, Николай Караченцов, Олег Янковский… От одного перечисления захватывает дух. И, несмотря на то, что времена идут, времена меняются, ленкомовцы стараются держать марку – пусть даже актерскими силами не только своего театра. И в этот раз петербуржцы и гости города смогли в этом убедиться: Роман Хлудов в исполнении инфернального Игоря Миркурбанова, Максим Аверин в роли шального генерала-майора Чарноты, Анна Якунина в роли его походной жены Люськи, мерзкий и по-человечески страшный Парамон Корзухин в исполнении Ивана Агапова – за всеми их работами интересно следить в первую очередь. 

Второе, на что обращаешь внимание – это точно выверенная работа художника по свету Евгения Виноградова. Это именно работа Художника – он пишет отдельные миры световой палитрой, и этот мир становится еще одним героем спектакля. Плотные столпы света, бьющие сверху вниз на авансцене и заслоняющие от зрителей происходящее, – отличный прием для того, чтобы сменить декорации. Неотвратимо надвигающийся на Голубкова (Сергей Яковлев) луч отлично передает ужас допрашиваемого, когда ему угрожают смертоносной иглой. Статуя Богородицы, с сияющим над ее головой нимбом, как бы подводит последнюю черту – Крым будет сдан красным, Бог не поможет. И безысходная мрачная финальная сцена, когда Хлудов медленно уходит в светящуюся распахнутую дверь в сторону арьерсцены, а полы его длинной тяжелой шинели, словно ожившие тени, медленно тянут за собой все вокруг, всасывают в себя весь свет. Генерал, сказав последние слова призраку убитого им вестового Крапилина (Александр Карнаушин), уходит, и вместе с ним исчезает пол, стены, все сущее. Его бег окончен. 

А вот у Чарноты бег продолжается – он не смирился, конечно, с жизнью на чужбине, но, например, тараканьи бега его примиряют с необходимостью жить вдали от Родины. Мыслей возвращаться в Россию, как у Хлудова, у него не возникает, и можно легко представить, как он изо дня в день делает ставки у турецкого тараканьего царя Артура Артурыча (Павел Капитонов), постепенно деградируя и спиваясь. Можно предположить, что и ему жизнь вне дома не принесет спокойствия и хоть какой-то гармонии с собой. 

В добрый исход для Голубкова и Серафимы (Алена Митрошина) верится больше – у них есть их любовь и вера в будущее в советской России. Оба молодых актера несколько теряются рядом с мастерами сцены и исполнение их партий кажется недостаточно эмоциональными и осмысленными, хотелось бы увидеть более продуманные эпизоды с их участием. А вот в случае с актерской игрой Игоря Миркурбанова ситуация обратная – как-то не верилось, что генерал может быть настолько рефлексирующим и вглядывающимся внутрь себя. Но, как вариант, тут можно сослаться на прогрессирующую хлудовскую болезнь – медленное помешательство сказывается на всем его облике и манере держать себя. К финалу спектакля он выглядит как глубоко больной человек – с трудом ходит, с усилием выговаривает слова, дергается, реакции заторможены. Удивительно, что в таком состоянии он умудряется приглядывать за бедной Серафимой, пока все ее рыцари находятся не рядом с ней. 

Отдельно хочется отметить работу композитора Николая Парфенюка – запоминающийся вальс, звучащий лейтмотивом постановки, энергичные константинопольские барабаны, красивые хоры – его музыка работает на целостность постановки и, вместе с тем, бросает действие спектакля вперед, усиливает его эпизоды. 

Ленкомовский «Бег» производит впечатление увлекательной продуманной постановки, погружающей в историю людей, решившихся оставить Родину и превращающихся в пыль, пепел и прах. О бессмысленности – пусть вынужденного – существования вдали от дома, о том, что жизнь таких  беглецов превращается в тревожные, вязкие и тяжелые сны, и уже трудно различить, где явь, а где иллюзия, подобие реальности.

Текст: Дарина Львова

Фото театра

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Надежда

    Очень все верно описано, но совершенно не соглашусь с оценкой молодых актеров. Меня приятно удивила продуманная и глубокая игра Алены Митрошиной и Сергея Яковлева. Их герои не могут быть настолько эмоциональны, как другие, потому что в них сила любви. Драматургом именно так прописан рисунок героев Голубкова и Серафимы. И актеры справились с задачами драматурга и режиссера прекрасно.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения