Сведённые вместе случаем и историей

В снежном феврале театр им. Комиссаржевской выпустил премьеру “Настанет день” по ранним произведениям Владимира Набокова, режиссёр — Александр Баргман. Проза Набокова тонкая, окружающая словами, она не отпускает читателя до самого конца. Как перенести это чувство языка на сцену? Задача непростая. Специально для постановки Юрий Лоттин написал пьесу-фантазию.
На сцене выстроена атмосфера общей гостиной в пансионе, в которую выходит несколько дверей комнат. А над сценой нависает огромный прямоугольный короб. Пансион расположен в Берлине и служит приютом для эмигрантов из России. У каждого своя история бегства, своё прошлое, они пытаются жить прежней жизнью дореволюционной России. Но вот только что-то грузом висит над ними, как этот короб. Груз постоянного ожидания чего-то.

Вот в дверях появляется молодой человек в шляпе и чемоданом. Это сын хозяйки пансиона. Он начинает общую историю, в которой будут кружиться герои. Дмитрий (Егор Шмыга/Евгений Кошелев) вернулся к матери на сутки. Он всё время бежит, не может остаться на одном месте, бежит с самой революции. Навестив мать на несколько часов, он вновь покидает её. Елена Николаевна (Анна Вартаньян) будет олицетворять всю элегантность и красоту Родины, оставленную её постояльцами. Но настаёт день и в гостиную влетает Константин, молодой литератор (Иван Капорин), в котором мы угадываем героя романа “Соглядатый”. Ему отдаётся связующая роль между историями героев. Иван играет легко, ярко, олицетворяя голос автора, с его любовью и сопереживанием к своим героям. Да и сам его герой, Константин, наполнен любовью к суженой из соседней усадьбы. Его Софи теперь в Париже. Эта любовь даёт ему стойкость перед бесконечными неурядицами эмигрантов. В пару ему дана неунывающая хозяйка пансиона (Анна Вартаньян), окружающая всех своих постояльцев заботой, женским очарованием и жизнелюбием.

Среди круговорота воспоминаний постояльцев, их каждодневных забот, прорывается мироощущение их жизни в новой стране. Возникает сцена безумного чаепития из Алисы в стране чудес, время обиделось на них. Тут же где-то рядом начинает ходить Нежить (Оксана Базилевич). Короб опускается, накрывая героев.

Подступает время становления Рейха, Костя, стоя на фоне серой цементной стены, зачитывает события, которые набегают одно за другим. Остаётся только размышлять, что стало с жителями пансиона, в новое беспокойное военное время.
Спектакль заставляет задуматься о том, что для нас значат понятия любовь, родина, чувство дома, о том, что мы берём с собой в сердце, отправляясь в дальний путь.

Текст: Наталья Яковлева

Фото: Олег Стефанцов

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения