Совремённость Павла Кондратьева в Музее Анны Ахматовой

Открытие выставки «Совремённость Павла Кондратьева» состоится 21 февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Живопись, графика из собрания музея и частных коллекций.

«Павел Михайлович представлялся мне тогда инопланетянином. Картины были совсем непонятны. Говорил странные вещи, о которых мы ничего не слышали в Академии, где я тогда училась», – вспоминала художник и искусствовед Маргарита Изотова.

«Инопланетность» Кондратьева, поражавшая в 1980-е годы, уходит корнями в художественную свободу авангарда. Ученик Филонова, работавший под началом Малевича, завсегдатай обэриутских сборищ, ставший объектом эпиграммы Хармса, молодой Кондратьев в 1920–1930-х годах был в эпицентре художественных и поэтических экспериментов, готовясь сказать свое слово.

Оно было едва ли услышано. При жизни прошла лишь одна персональная выставка Кондратьева, а внимание к нему журналистов и искусствоведов было связано с интересом к Филонову. Об учителе и принципах «аналитического искусства» Кондратьев рассказывает как опытный профессор, структурированно и ясно: «У художника должны быть глаза такой силы, чтобы не мигая смотреть на солнце».

Филоновскому завету Кондратьев остался верен, пытаясь видеть «глазом знающим» в окружающем мире нечто большее, чем картинку повседневности. Работал циклами, очень много, особенно в графике. Свечи, купола, распятия, сестры милосердия, ангелы становятся не столько религиозными образами, сколько ключами к пониманию чего-то большего.

Важнейшим событием в творчестве Кондратьева стало создание «чукотского» цикла: оказавшись буквально на краю земли, среди людей, живущих в иных отношениях с природой, он словно прозревает, ощущая первозданность окружающего мира.

В работах Кондратьева нет примет времени, за исключением военных рисунков. Ему интересны состояния времени как физической, а не исторической величины. Современность для Кондратьева определяется не через соответствие текущему моменту, а через созвучие течению времени в целом. Поэтому, когда в аудиозаписях мы услышали, как необычно художник произносит это слово, название выставки стало очевидным. Всмотритесь в «совремённость», пойманную Павлом Кондратьевым.

Экспозиция объединяет живопись, графику и архивные материалы из собрания музея и тринадцати частных коллекций.

Выставка пройдет с 22 февраля по 5 мая.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения