ПОСЛЕСЛОВИЕ В КОНЦЕ ЗИМЫ К “ДРУГИМ ВРЕМЕНАМ ГОДА”

Зрители, пришедшие вечером 23 февраля на концерт, проходивший в атриуме Главного штаба Эрмитажа, несомненно, получили большое удовольствие от исполненной там программы. Прозвучал цикл “Времена года” известного композитора Сергея Ахунова и легендарная “Воробьиная оратория” Сергея Курёхина под общим названием “Другие времена года” в исполнении камерного оркестра “Дивертисмент” под руководством з. а. России, лауреата премии правительства Санкт-Петербурга Ильи Иоффа.

С. Ахунов, произведение которого прозвучало в первом отделении, начал свою музыкальную деятельность в качестве гобоиста, впоследствии много позиционировал себя в рок-музыке. Последние 20 лет сосредоточился на композиторстве камерной и оркестровой музыки. “Он пишет академическую музыку, пишет очень серьёзную и красивую музыку. Это очень смелый человек – писать в ХХI веке такую спокойную и как бы простую музыку,” -из предуведомления И. Иоффа перед началом исполнения цикла.

Написание “Времён года” навеяно известным фильмом Ким Ки Дука “Весна, лето, осень, зима… и снова весна”. Фильм рассказывает о тернистой стезе героя, проходящего длинным путем самоосознания и пришедшего, в итоге, к своему возрождению. У С. Ахунова эта тема выражена со свойственным композитору минимализмом, цикличной законченностью, но не буквальной, а подтверждающей известное философское утверждение о развитии всего сущего по спирали.

Своеобразным контрапунктом “Временам года” может показаться исполнение во второй части концерта “Воробьиной оратории” С. Курёхина.  И. Иофф, с детства любивший, по его словам, это произведение, в итоге выученное им наизусть, осуществил свою редакцию произведения, которое стало звучать менее “андерграундно”, “попсово” и более “академично” и “камерно”, но, тем не менее, по-прежнему, по словам Николая Овчинникова, редактора издания “Афиша Daily”, является образцом «то ли пост-, то ли протомузыки», в которой «смешались языки и стили и породили новый язык и стиль, на котором умел говорить только один человек».

Вокальные партии в редакции И. Иоффа блестяще исполнили Алиса Тен и Вера Чеканова. То же, несомненно, нужно сказать и о всем коллективе “Дивиртисмента”, дополненного знаменитым контрабасистом Владимиром Волковым и, по определению И. Иоффа, “одним из символом современной музыки Петербурга» – Алексеем Чижиком (ударные).

Алиса Тен сразу после концерта любезно согласилась уделить “ОКОЛО” несколько минут и ответить на наши вопросы.

ОКОЛО: В начале от имени нашего журнала “ОКОЛО” Вам большая благодарность! Всё было замечательно: и само произведение, и его исполнение и Ваше в нём участие! Спасибо!
Алиса Тен смущенно улыбается.
ОКОЛО: Исполнение “Воробьиной оратории” требует большой самоотдачи. Поэтому позвольте только несколько минут Вашего внимания. Когда возникла мысль сделать с Вами интервью, у меня появились определённые трудности: о Вас уже столько написано, что, показалось, написать что-то новое невозможно! “Музыкант новой формации”, “певица, не знающая жанровых и языковых барьеров”, “девушка с волшебным голосом”, “чистый голос с удивительным густым тембром и широчайшим диапазоном звучания” и многое, многое другое. Не согласиться с этим невозможно и, вместе с тем, хотелось бы поговорить о других вещах, более общего плана. Ваше участие в исполнении “Воробьиной оратории” сегодня не было первым. Но здесь, в атриуме Главного штаба, произошло впервые. Почувствовали ли Вы какие-то особенности непосредственно во время выступления? Мне показалось, что здесь исполнять было труднее, чем в других залах.
А.Т.: Спасибо за добрые слова! Да, зал непростой – здесь гулкий, далёкий звук. К любому залу надо подстраиваться, особенно к сложному, но многое зависит от настроя музыкантов и слушателей. Иногда поёшь, забывая обо всём, кроме музыки. Кажется, сегодня в этом смысле повезло!
ОКОЛО: Вы учились петь совершенно в разных, никак не связанных друг с другом музыкальных ипостасях, среди которых джазовая школа, индийское традиционно пение, фольклор. Если к этому прибавить исполнительство на виоле да гамбе, аккордеоне, различных ударных инструментах, то видишь, что диапазон Ваших творческих возможностей (и свершений) велик. Что бы Вы посоветовали тем, кто строит своё обучение мастерству, получая, в отличие от Вас, классическое, консерваторское образование?
А.Т. : Я встречала много людей, которым академическое образование мешало. С одной стороны, оно структурирует, учит работать, погружает в контекст, даёт базу и навыки, но с другой – часто не объясняет, что нужно для реализации себя и своих возможностей, не помогает понять смысл этой деятельности, не даёт ощущение поиска, открытости, свободы в выражении себя, своих чувств. Весь прекрасный набор умений и знаний просто нужно применить в личных исканиях. Совершить самостоятельные шаги к музыке, к жизни!

ОКОЛО: Теперь, в определённом смысле, зеркальный вопрос: что Вы можете посоветовать тем, кто сейчас поёт в переходах или, в то время, как мы сейчас разговариваем здесь, в Главном Штабе Эрмитажа, поют в паре сотен метров отсюда под открытым небом на перекрёстке Невского проспекта и Большой Конюшенной улицы (постоянное место исполнения уличных групп в СПб – прим. редакции). Ведь и Вы в своё время пели в переходах и у Вас, наверное, как и у них, были какие-то планы на будущее…
А.Т.: Трудно сказать… У меня тогда не было никаких особенных планов. Было огромное желание поделиться тем, что я нашла. Были знаковые встречи, дружба с другими музыкантами и через них – знакомство с разнообразной музыкой. Именно из-за моих друзей я стала человеком, поющим во многих жанрах. Я, вообще, не человек планов…
У тех, кто играет на улице, бывает разная мотивация: кто-то зарабатывает на жизнь, кто-то расширяет аудиторию, кто-то учится, кто-то репетирует на публике, кто-то делится самым дорогим со случайным прохожим. Это может быть очень ценным опытом! Для меня он был даже волшебным – про бесстрашие и желание дарить.
ОКОЛО: Вы поете джаз, барокко, фольклор разных стран, причем внутри этих направлений исполняете также разные течения. Что Вам ближе всего? И – что легче петь и что сложнее?
А.Т.: Всё, что вы перечислили, мне интересно и близко.
Больше всего, наверное, меня заряжает традиционная музыка. Для меня было определяющим соприкосновение с индийской классической музыкой. Она существует в строгих канонах, а передаются они очень естественно – устно, от учителя к ученику – со всеми нюансами, как живой язык, как общение. Канон – это опора, каркас – он даёт ощущение уверенности, защиты, а доверие и чувство безопасности, помогают обрести свободу и не бояться. В моём случае – не бояться петь! Ну и не только это!
Последние годы преимущественно были посвящены музыке барокко – меня это очень воспитывает, даёт основу, которой мне так долго не хватало , так как я музыкант без академического образования. Музыка барокко требует особого погружения и понимания. Мне стало легче, когда я стала играть на виоле да гамба – уже само прикосновение к барочному инструменту многое подсказывает. Спасибо моим друзьям и учителям – особенно Русту Позюмскому*. Продолжаю и дальше это путешествие!
ОКОЛО: Большое спасибо! Будем и дальше внимательно и с удовольствием следить за Вашими выступлениями!
А.Т.: И вам спасибо. Передаю тёплый привет читателям “ОКОЛО”!

Текст: Юрий Ильин
Фото: Наталья Шек

*Презентация нового альбома Алисы Тен и Руста Позюмского “Огонь горит” состоялась в Петербурге 26 февраля. В альбом вошли “современные куртуазные арии, которые дают возможность слушателю на понятном современному человеку языке прикоснуться к чувственной сфере XVII-XVIII веков“. Пластинка «Огонь горит», записанная летом 2022 года, вышла на минском лейбле «ShantraPa».

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения