Кровь на асфальте

Во второй день Володинского фестиваля самый авангардный современный российский режиссёр Антон Фёдоров показал спектакль «Это не я» по пьесе Арсения Фарятьева (театр «Место», пространство «Внутри», Москва). В этой постановке нашлось место отсылкам и к «Чайке», и к «Слову пацана», и к печальной российской действительности с её бытовым хамством, равнодушием и тоской. Её главный герой (Сергей Шайдаков) — маленький человек без имени и личности, непризнанный и неудачливый творец — Костя Треплев стал бы, наверное, таким, не застрелись он в молодости.

Декорации спектакля: бессмысленный пустой холодильник, свет из которого хотя бы чуть-чуть скрашивает мрак и беспросветность сюжета, огромный вентилятор под потолком, как тот, из «Твин Пикса», старая радиола, на стене — гитара, на которой почти не играют, вдруг расстроится. Но расстроилась только жизнь человека. Он пытается писать, творить, но не пишется, за формой не рождается содержание. Он никого не любит и никто не любит его. Жена (Наталья Рычкова) называет его разными именами (вспомнилось «Назови меня моим именем»): то Димоном, то Виталиком, то Володей, как будто он — никто, как будто он ничего не значит. 

Я понимаю, почему Марина Юрьевна выбрала этот спектакль для фестиваля «Пять вечеров». «Это не я» — история о человеке, который ничего не смог добиться. «Господи, зачем жил человек?» — спрашивала Наташа в «На дне». Так хочется спросить о жизни (и смерти) многих людей в этой стране. Просто так жил, просто так умер, после себя ничего не оставил, даже имени. «Понимаешь ли ты, как это обидно, потерять имя?» — говорит Актёр.

Герои спектакля поют БГ и Юрия Шевчука, а ещё «Давайте негромко, давайте вполголоса. Давайте простимся светло» из фильма «Обыкновенное чудо». Но светлого и доброго здесь мало, жена предлагает застрелить мужа — должно быть, потому, что так жить нельзя. И они начинают непримиримо спорить, но не о том, что любая жизнь священна, и никто не имеет права решать, кому жить, а кому — нет, а о том, из чего именно она его застрелит. И тут оказывается, что продавщица из ночного магазина (Ирина Рудницкая) знает, как и из какого оружия можно застрелить человека. Это созвучно с пьесой «Диксон и Дикси», которую читали сегодня. В этом тексте Ульяны Петровой мы видим мир глазами продавщицы «Дикси», простой несчастной тётки из народа, которая списывает просроченный товар, продаёт водку, молоко и презервативы и познаёт суть бытия. Теперь хочется пойти в ближайший магазин и расспросить замученную работой женщину на экзистенциальные темы. Кто-нибудь ведь должен всё это знать, так почему не она? 

Текст: Алла Игнатенко 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения