Насилие под видом дружбы

8 февраля в Театре Наций состоялся пресс-показ абсурдистской постановки “Друзья” японского режиссёра Мотои Миуры по одноимённой пьесе Кобо Абэ. Мотои Миура уже знаком России и Москве: ранее у нас гастролировал театр “Читэн” (Киото) со спектаклями Мотои Миуры “Дядя Ваня”, “Вишнёвый сад”, “Три сестры” и “Чайка”, а сейчас в БДТ им. Г.А. Товстоногова идёт его первая постановка на русском языке “Преступление и наказание”. Однако спектакль по произведению своего соотечественника Мотои Миура создал в России впервые. Выбор пьесы представляет особый интерес: во время короткой пресс-конференции после показа спектакля режиссёр высказал мнение, что именно сейчас это произведение более всего подходит Москве.


“Друзья” – это комедия абсурда с тяжёлым, мрачным юмором. Завязка сюжетной линии – самовольное заселение семьи из трёх поколений в чужой дом – невольно заставляет вспомнить нашумевшую корейскую кинокартину “Паразиты” 2019 года и чуть менее популярный в России японский фильм 2018 года “Магазинные воришки”. Но завязкой сходство произведений, пожалуй, ограничивается. Мотои Миура вместе с Кобо Абэ рассказывают нам жуткую историю страданий человека, дом и личную жизнь которого наглейшим образом захватывают неприятные незнакомцы. Незваные гости постепенно лишают его имущества, душевного равновесия, любви и рассудка. Разрывая его привычную комфортную жизнь в клочья, терзая его, лишая воли и свободы, они именуют себя его друзьями и спасителями. Страшное насилие они творят с невозмутимой фамильярностью, доходчиво объясняя каждое своё действие – но в их аргументации нет никакой разумности.

Для Мотои Миуры было важно подчеркнуть универсальность рассказанной им истории, её вневременность и внепространственность: по его словам, “этот нонсенс в принципе присутствует в нашей жизни”. Задумка режиссёра, несомненно, удалась. Строгая геометрия сцены – наклонный поворотный круг на фоне концентрических стен – и костюмы ахроматических цветов, сочетающие современный стиль со средневековыми мотивами (сценография и костюмы – Ольга Шаишмелашвили), потусторонняя музыка (композитор – Кейсуке Кувата) и особая, колющая восприятие манера семейства изъясняться, придуманная режиссёром, чтобы “передать присутствие… дьяволизма”, превращают действие в некую бесноватую абстракцию. Чёрная комедия Миуры становится триллером, и зритель мучается вместе с главным героем (Сергей Епишев или Олег Савцов).

Одна из журналисток после показа с сомнением спросила у режиссёра, готов ли он назвать свой спектакль комедией, на что получила утвердительный ответ. Озвучивать, метафорой каких именно событий или явлений реальности выступает его постановка, Миура не стал: “Решение за зрителем, что именно такое эти “друзья”.

Текст: Ника Рыбалка 

Фото театра 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения