Брат за брата

Сегодня, 25 февраля, Алексею Балабанову исполнилось бы 65 лет — Театр Наций приурочил к этой дате открытие нового проекта «Слой», в рамках которого будут ставиться киносценарии. Первым опытом стал «Мой брат умер» — последний сценарий Балабанова, который он не успел экранизировать. Театр не стал это называть спектаклем (ещё не понятно, войдёт ли он в репертуар, или это был разовый показ, хотя было бы хорошо увидеть его в репертуаре), обозначив жанр как перфочтение. Как по мне, это слишком стеснительно — да, режиссер Максим Соколов крайне деликатно отнёсся к тексту Балабанова, с одной стороны, очень интересному и ценному и с художественной точки зрения (у меня даже возникло желание почитать теперь глазами его сценарии), но, с другой, — всё-таки функциональному. Однако, при этом это не читка, а спектакль!


Пожалуй, главное, что дополняет текст: бетонные стены, на которые иногда проецируются документальные съемки и, главное, — битое стекло под ногами, издающее жуткий режущий звук, иногда на фоне видео Невы, напоминающее осколки льдин, и становящееся даже частью музыкального инструмента (композитор и певец Николая Комягин, фронтмен группы Shortparis, — на первых показах он сам пел, — придумал начинать игру на фортепьяно именно этими осколками). И звук от этого стекла жуткий (в кульминации актеры бросают его, используя это стекло как своеобразный инструмент), и попытки удержаться на нем, скользя по нему между двумя бетонными стенами, — выразительный образ. А в центре — огромный могильный камень.

До спектакля в фойе можно было послушать видео с Надеждой Васильевой, вдовой Балабанова, про то, как появился этот сценарий — увидев по телевизору нелепую передачу про человека с 4 глазами, режиссёр использовал этот образ, сочинив историю про двух братьев-близнецов. Первый родился мертвым, второй — слепым, но видящим глазами своего мёртвого брата, не видимого больше никому. Он не только видит его глазами, но и постоянно слушает его советы, выполняет его желания. Парень неудачно женился (в наивной попытке найти глазами замену брату), похоронил мать (до этого она жила в сумасшедшем доме, принимая героя за мертвого брата) и, разозлившись на отца за то, что тот не пришел на похороны, убивает его.


Балабанов в тексте интересно совместил современный язык с цитатами из Лескова. Мёртвый брат обожает этого писателя, его «народные» рассуждения. Вот и получается история про «русских мальчиков» (словосочетание из Достоевского, но сюда оно очень подходит), которые начитались умной литературы, порассуждали про высокое и судьбы русского народа и пошли отца убивать. В спектакле заняты Сергей Волков/Илья Гененфельд, Григорий Артеменко, Елизавета Мартинес Карденас и Анна Соколкова. Художник Анастасия Юдина. 

Текст: Нина Цукерман 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения