Мария Черная о Глассе, Хрущевой и Пёрселле

Пианистка Мария Черная исполнила пьесы Генри Пёрселла, сонату «Трилогию» и избранные этюды Филипа Гласса и «Русские тупики» Настасьи Хрущевой в Малом зале Петербургской филармонии 19 января. После концерта мы побеседовали о том, что общего у раннего английского барокко и современного минимализма.

ОКОЛО: Мы бы хотели обсудить программу, подготовленную вами для сегодняшнего концерта.

Мария Черная: Сегодня прозвучала самая последняя версия «Русских тупиков»* Настасьи Хрущевой. Я их очень люблю! Музыкой Филипа Гласса я заинтересовалась несколько лет назад. Сначала я презирала минималистов. Но когда начала сама их играть, а не слушать, через игру я поняла, что это мое! «Сонату трилогию»** Гласса я выбрала, потому что не слышала, чтобы ее исполняли в Москве или Петербурге. И записей нет никаких. Также я играла «Книгу звуков» *** Ганса Отте в Москве, и до этого в России ее не исполняли. Гранды Пёрселла также очень редко звучат. До минорный еще можно услышать крайне редко, а ре минорный вовсе не слышала.

ОКОЛО: Расскажите подробнее о том, как менялось ваше отношение к минимализму.

М. Ч.: Пока не взялась играть музыку минималистов сама, у меня было предвзятое мнение, что это пустая, ненужная музыка. Наоборот — она не дает таких открытых смыслов, как мы привыкли в классике: когда у нас есть сюжет, и он весь просто расписан. Как открытая книга! А здесь вы видите чистый лист. И пока вы слушаете много-много повторений этих аккордов, у вас должны возникнуть свои мысли. В этом и суть. И если они не возникают, и вы думаете: о, снова доминанта, снова тоника или вообще тоника бесконечная, то, конечно, все ломается, и не сойдется картинка. Как в музыке XX века, когда было много экспериментов с шумами или, наоборот, с тишиной. Это повод задуматься над тем, что мы слышим постоянно. Это очень актуально, поскольку мы воспринимаем музыкальную нить уже иначе. Мы, современные люди, все время сидим в телефонах, и у нас фоном все время что-то идет: какая-то новостная лента, фотографии. И литература современная написана другим языком. Там совершенно другой синтаксис. Так же и в музыке синтаксис меняется также, как и современный язык. Конечно, мы должны играть классическую музыку, но это такой, скажем, артефакт. Мы на этом языке XVIII – XIX веков уже не говорим, но мы должны сохранять его.

ОКОЛО: Почему вы решили объединить в одной программе барочную и современную музыку?

М.Ч.: Я играю музыку романтизма в сольных программах и с оркестром. Мне нравится объединять то, что на этих гранях стоит: барокко и современную музыку. Музыка Пёрселла, которую я сегодня исполняла, весь он основан на повторности, и это сближает его с Глассом.

ОКОЛО: Как сформировался ваш музыкальный вкус?

М.Ч.: Я училась в музыкальном училище имени Римского-Корсакова, ходила на концерты своих коллег, композиторов и так далее. Когда ты существуешь в музыкальной сфере, ты не можешь не слышать, что вокруг тебя происходит.

ОКОЛО: Вы не только исполняете «Русские тупики», но и выпустили запись на лейбле Fancy Music в 2020 году. Как работа над записью и общение с композитором повлияли на ваше восприятие?

М.Ч.: Исполняя «Тупики» я отталкиваюсь от того, как их представляет композитор. И когда мы работали над записью, мы все обсуждали, играли вместе. Настасья давала рекомендации. Её восприятие «Тупиков» тоже меняется со временем. «Тупики» живой организм, который разросся за эти четыре года. По объему вышедший в 2020 альбом — одна часть из четырех, прозвучавших сегодня.

ОКОЛО: Сочинения каких композиторов вы планируете сыграть в ближайшем будущем?

М.Ч.: Скорее всего, это будут не сочинения современных композиторов, а конкретные вещи из классики. Я хочу сыграть с оркестром все концерты Прокофьева. У меня в руках есть первые три. Осталось чуть-чуть доделать четвертый, пятый. Прокофьева я очень люблю. И мне хочется, наверное, его сонаты поиграть, я еще сыграла не все. А из современного, что попадается под руку, что на слух ложится, я беру сразу.

ОКОЛО: Как часто вы даете концерты?

М.Ч.: Я начала самостоятельно организовывать свои концерты с первых же курсов училища, как только выпустилась из музыкальной школы. С каждым годом играю все больше и больше. Стараюсь ездить по России. Недавно была в Саратове, играла там с дирижером Михаилом Мясниковым и Поволжским камерным оркестром фортепианные концерты Шнитке и Баха. Концерты я планирую сама, сама связываюсь с площадками. Так же и с любой записью. Я сама пришла к Настасье и сказала, что хочу играть ее музыку.

Ближайший концерт Марии Черной состоится в Планетарии №1 7 февраля.

В программе:
• Доминик Харлан, музыка к фильму «С широко открытыми глазами»
• Эрик Сати, музыка к фильму «Разрисованная вуаль»
• Музыка Майкла Наймана к фильму «Пианистка»
• Ян Тирсен, музыка к фильму «Амели»
• Музыка к фильму «Обливион»
• Музыка к фильмам Хаяо Миядзаки
• Людовико Эйнауди, музыка к фильму «1+1»

Мария Черная — родилась в 1998 году в Санкт-Петербурге. Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Принимала участие в мастер-классах Атанаса Куртева, Владимира Мищука, Грэхема Скотта, Юрия Богданова, Винченцо Бальцани.

Лауреат международных конкурсов, стипендиат Филармонического общества Санкт-Петербурга. Исполняет как классическую академическую музыку, так и современную на различных концертных площадках России.

Сотрудничала с такими дирижерами, как Алексей Ньяга, Алексей Васильев, Иван Шинкарев, Михаил Мясников. В 2020 году выпустила дебютный сингл «Русские тупики» композитора Настасьи Хрущевой на лейбле Fancy music.

* «Многие считают, что «Русские тупики» — это о какой-то русской безысходности, но это не так, разве что в каком-то экзистенциальном смысле рефлексия этой безысходности. Но здесь нет никакого негативного наклонения, только люди с ироническим постмодернистским типом мышления могут считать, что это именно о тупиках как таковых. Это цикл о красоте, это рефлексия на тему музыки XIX века, признание в любви Чайковскому, это купание в бесконечных гармонических оборотах. В тупиках выражается бесконечность, как форма — повторение паттернов рождает эту тупиковость, в общем, «тупики» здесь в самом лучшем смысле слова употребляются. Это не тупики, а как бы лабиринты Красоты» — Настасья Хрущева для Белого зала.

** «Соната трилогия» состоит из фортепианных транскрипций трилогии «портретных» опер Филипа Гласса: «Эйнштейн на пляже» (1976), «Сатьяграха» (1980) и «Эхнатон» (1983). Результатом является необычное ощущение путешествия во времени, когда безошибочная ритмическая идентичность Филипа Гласса представлена через призму цикла сонат, характерного для XVIII века.

*** «Книга звуков» — двенадцатичастная композиция «Das Buch der Klänge», написанная с 1979 по 1982 год, является, вероятно, самым известным произведением Отте, основанным на множестве музыкальных влияний и создающем уникально интенсивное, но интимное звучание.

Интервью подготовили Лилия Кучмаренко и Александр Шек
Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения