Все люди — братья

Январь 2024 для меня будет месяцем Достоевского: мне нравится погружаться в тёмный, мрачный и притягательный мир людей трудной судьбы. 16 января МДТ показывал «Братьев Карамазовых» — камерную постановку на семерых актёров. Герои большую часть времени сидят на стульях, как на исповеди, как перед прокурором, они рассказывают о себе и ничего не скрывают. Ещё будет пара танцев, несколько поцелуев, драка и одна истерика с бросанием стульев. Зрительница по соседству сетует, что в программке нет краткого содержания. Ничего не поделаешь, сто рублей на ветер.

Алёша Карамазов (Евгений Санников) — непонятно, как среди таких людей мог появиться этот человек, он будто пророс в них, как росток в асфальт. В семье, где никто отродясь никого не любил, он сам — любовь. Алёша хочет помочь остальным, помирить их, но это невозможно. Он может только сберечь в себе свет. Иван Карамазов (Станислав Никольский) в основном молчит, но в его глазах уже почти безумие, в его голове зреют чудовищные человеконенавистнические теории. Но однажды он выходит к кафедре и вещает, как проповедник для паствы, как сектант для адептов. 

Игорь Черневич и Игорь Иванов играют двух непримиримых врагов: отца и сына, один ненавидит другого за то, что очень на него похож. Жили-были три брата, три ненужных брошенных ребёнка. Современным языком их можно было бы назвать self-made people. Они росли сами по себе, каждый выбрал свой путь и каждый теперь должен нести собственный крест.

В спектакле два женских образа: Екатерина (Елизавета Боярская) и Грушенька (Екатерина Тарасова). Но для меня это одна и та же женщина: только первая ещё переживает свое падение, страдает из-за него, а другая — приняла себя. Они — как разменные монеты, красивые куклы, которых передают из рук в руки. Я не вижу любви к ним — это лишь желание обладать, подчинить себе.

Олег Рязанцев играет Смердякова («Олег Рязанцев — знакомый чувак» — говорит зритель слева). Это маленький ведомый человек, лакей, которого никто не принимал всерьёз, и становится ясно, какими страшными и опасными могут быть такие люди, что всегда, не задумываясь, следуют за более сильным. Убийство Федора Карамазова — единственный сильный поступок, который он совершил за всю свою жизнь. И именно этот поступок его убивает.

 

Второе действие: людей на сцене уже не семь, а пять. Впрочем, смерть Смердякова и Федора Карамазова мало кого огорчила. Тени прожекторов похожи на мачты корабля, актеры поют песню про парус, который белеет где-то очень далеко отсюда. Но, куда бы герои ни уплыли, они останутся такими же, какие есть. 

Текст: Алла Игнатенко 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения