Жар сицилийского солнца

В этом году в рамках фестиваля “Школа. Студия. Мастерская” в Петербург привезли спектакль “Дон Жуан” Норильского Заполярного театра драмы, он был показан 28 ноября. Режиссёр Роман Габриа взял за основу пьесу господина Мольера и лёгким движение перенёс её на Сицилию шестидесятых. 

На сцене огромный каменный куб, высвечиваемый софитами. Он напоминает волнорезы или каменные набережные Палермо. Перед ним стоит большой бидон с водой, которой освежаются актёры. Томная нега и сухой жар наполняют сценическое пространство. Куб медленно раскручивается, и на каждой стороне мы видим сцену из пьесы: соблазнение, накрытые трупы, проповедь отца.

Словно сошедшие со страниц модного журнала, женщины в купальниках загорают, прислонившись к каменной стене. Спокойная и медленная музыка придаёт тягучесть действию. Дон Жуан (Роман Лесик) сидит в кожаном кресле, а рядом с ним чистит пистолет брутальный мачо Сганарель (Александр Петряев), в ногах лежит томная красотка в пеньюаре. Дон Жуан здесь и сицилийский мафиози, и коллекционер женщин. Речь его неспешна, даже порыв страсти видится расчётливым. Сганарель отговаривает хозяина губить невинных женщин, взывая к совести и чести. Его речь наполнена искренностью и молодым максимализмом. Но это всё неубедительно для Дон Жуана, который способен только на рефлексию и минутные вспышки охотничьего интереса. Он потерял веру, он верит только в простые истины, божественное и возвышенное ему чуждо.

Коварный соблазнитель таинственно ходит в одном ботинке, второй потерян. Но его это ничуть не беспокоит. В сцене страсти он аккуратно снимет белые носки, а после снова наденет. Расчёт и трезвость ума, никакого страстного безумия нет и в помине. Отец его, Дон Луис (Николай Качура) вначале пытается его отговорить от распутства в жизни, исполняя арию, во второй приход он является в образе паяца. Всё симптоматично, отображает состояние самого Дон Жуана.

В конце Дон Луис приходит к Дон Жуану с авоськой мандаринов, навестить больного. Звучит шутка про каменного гостя, которого здесь как такового нет, потом невнятный последний монолог Дон Жуана, и всё. Он замирает в длинном халате на кожаном кресле, раскинув руки. Соблазнитель будто живёт в тени этого огромного камня, этот куб и есть каменный гость. Эльвира (Евгения Камбалина) появляется ненадолго, её появление почти незаметно. Все персонажи устали проживать свою жизнь, день за днём тяготятся ей. Среди этого томления ярким пятном появляется искренняя и несуразная пара - Пьеро (Евгений Нестеров) и Шарлотта (Марина Журило). Они единственные наполнены искрой жизни, они хотят любить и смеяться, они хотят жить. Хотя Шарлотта подпадает под чары Дон Жуана, она и здесь горит страстью, которая встречает холодность и быстрое утомление угодника. Даже искренность не может вернуть Дон Жуану интерес к жизни.

У Романа Габриа получился медитативный эстетически красивый рефлексивный спектакль. Кинематографичность итальянцев 60-х как нельзя лучше подчеркнула рефлексию героев. Все их чаяния и страсти - лишь тень на камне.

Текст: Наталья Яковлева 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения